Слово епископа Антония накануне празднования Преображения Господня 18 августа 2018 г. в Ксениевском храме г. Сарапула

Великий праздник — Преображение Господа нашего Иисуса Христа — это день, когда Господь являет нам славу Своего Божества. Ни до этого, ни после этого, Он не являл так Свою славу. Как мы знаем, Спаситель был очень скромным человеком, очень смиренным, терпеливым, никогда не возвышаясь перед Своими учениками, не смотря на то, что был их Учителем. Наоборот, всячески служил им, как это было, например, во время последней вечери, где Он, Учитель, умывает ноги Своим ученикам.

Сегодня же на горе Господь наш преображается перед учениками, показав Свою славу, для того, чтобы они, видя Его вольные страдания, уразумели, что на нем Отчее сияние, что, как говорит Бог Отец: «Сей есть Сын Мой  возлюбленный,  в  Котором  Мое  благоволение».

Там, на горе, Он, преобразившись перед учениками, являет Свою Божественную славу, Фаворский свет, свет Божества. Там Он приоткрывает завесу будущего, того, что предстоит каждому из нас, того, как каждому из нас предстоит когда-то свое преображение, и свое воскресение, предстоит сиять этим Божественным светом.

Каждому человеку рано или поздно придется увидеть этот свет Божества. Но для кого-то видение этого неизреченного Божественного света будет несказанной радостью, а для кого-то источником страдания. Ведь что такое рай, и что такое ад? Рай – это состояние души, которая видит Бога, к Которому стремилась всю свою жизнь, Кому служила, любила, заповеди Которого стремилась исполнить. Для этой души видение Бога – есть великая радость и утешение. Состояние же грешника, конечно, это не сковородки, и не уголь, и не смола кипящая, а это есть также состояние души, но которая мучается. Эта душа, которая, может быть отказывалась, противилась Богу всю свою жизнь, которая отворачивалась от Бога сознательно или бессознательно, видя, что Бог есть, что от Него исходит этот свет преображающий, изменяющий, радующий, вот для такого человека этот свет становится предметом еще большего мучения. Видя величие и свет Божества, этот человек начинает еще больше себя укорять, еще больше себя мучить, сознавая, что он недостоин видеть этот Божественный свет. Поэтому грешники, которые здесь, на земле, не имели покаяния, их наказание не есть проявление жестокости, или, что Бог желает кому-то мучения, но это есть проявление справедливости. Каждый должен получать, то, что он заслужил, к чему стремился свою жизнь. А если человек получает, даже если в земной жизни, награду, которую он не заслужил своей жизнью, своими делами, то сама эта награда будет мучить его, если, конечно, у него есть совесть. Так бывает в жизни духовной, так и бывает в жизни земной, человеческой.

Сегодня Господь являет перед Своими учениками Свое Божество, всю Свою силу, чтобы показать им, которым предстоит увидеть Его будущие гонения, поругания, Его будущие страдания, никакими словами неописуемыми, Его божественное смирение, которое Он явит на Кресте, чтобы ученики не отчаялись, видя это. Чтобы, даже когда Его не будет с ними, недолгое время, когда Он будет пребывать во гробе, чтобы и здесь укрепить их, чтобы они не печалились, но сознавали, что Господь – есть Великий Бог, что за этими страданиями обязательно будет стоять Воскресение, будет стоять вечная жизнь. И для каждого из нас, также и своя Голгофа, и свои страдания, но и за всем этим обязательно будет слава Воскресения, слава Преображения, слава общения с Богом, к Которому мы стремились, надеялись, уповали всю свою жизнь.

Просмотров (17)