Слово епископа Антония в день отдания праздника Преображения Господня 26 августа 2018 года в Михайловском храме села Малая Пурга

В сегодняшнее воскресенье мы совершаем отдание праздника Преображения Господня. В церковном уставе особым, великим праздником совершаются предпразднества. То есть, Церковь, готовя нас к праздничному событию, постепенно приводит нас к нему через богослужение предпразднества того или иного праздника. Торжественные, большие праздники мы не празднуем за один день, но Церковь, как любящая мать, желает, чтобы мы как можно дольше наслаждались торжеством, как можно дольше слышали слова и те обещания, которые дает Господь, чтобы как можно дольше имели в своем сердце радость празднования того или иного события из жизни Спасителя и Его  Пречистой Матери. И завершается период праздника отданием, когда мы в этом году в последний раз прославляем этот праздник торжественным богослужением. И сам Устав богослужения в день отдания близок к тому, как совершается служба в день самого праздника.

Сегодня мы совершаем отдание праздника Преображения Господня, когда Господь на горе Фавор Своим ученикам и апостолам, а вместе с ними и нам с вами, приоткрывает завесу тайны Своего Божества, показывает величие Своего Божества, показывает свет Фаворский. Свет, который сияет в Его незаходимой славе на небесах, который и здесь приоткрыл Он и дал возможность ощутить этот свет своим ученикам и апостолам. И они, видя этот Фаворский свет, видя, как этот свет Божества влияет на них, как он благостен, говорят Своему Господу и Учителю: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Ученики еще не понимают, кто есть их Учитель, они еще надеются, что Он есть тот Учитель, которого хотелось народу иудейскому. Они еще надеются, что пройдет совсем немного времени, и Он покорит Себе весь мир, и они будут царствовать вместе с Ним, будут обладать этим миром. Но Господь смиренно и тихо приоткрывает завесу своего Божества, и там, на горе Фаворской, предваряя Свои страдания, показывает им Свое величие, чтобы они, когда придет время сомнений и испытаний, когда придет время даже падений некоторых из апостолов, все-таки нашли в себе силы верить в Него, уповать на Него — в Того, Который будет перед ними, перед их глазами поруган, унижен, претерпит страдания и, в конце концов, смерть. Но за смертью обязательно стоит слава вечной жизни. Так и в нашей жизни бывает, за Голгофой нашей личной жизни, за страданиями, за смертью, за оставленностью иногда всеми и вся, обязательно стоит свет Фаворский, свет радости пребывания с Господом, к Которому мы стремимся всю свою жизнь.

Сегодня мы слышали особое Евангельское повествование за богослужением. Некий господин посадил виноградник, нанял делателей, оградил его оплотом, ископал колодец, и, сделав это, оставил его делателям, чтобы они заботились, охраняли, возделывали, украшали то, что он дал им.  И вот, когда пришло время сбора урожая, господин посылает своих служителей, одного за другим, чтобы забрать должную долю урожая. Но происходит совершенно невероятное и непонятное. Эти работники, делатели, которые обязаны господину всем, которые не сами все делали, но вошли в труды хозяина виноградника, они решили возгордиться. Сначала изгоняют и побивают его слуг, одного, второго, третьего, а когда он посылает к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего», что делают они: «увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его».

Эта история вкратце показывает историю всего рода человеческого, в том числе и народа израильского до пришествия Спасителя, историю каждого народа и человека, который встретил в своей жизни Господа. Господь дал и дает нам, каждому человеку Свои дары, Свой виноградник: жизнь, таланты, насаждает в нашей душе сад, дает нам все, что нам необходимо. И когда приходит время спросить с нас должное, немногие из нас оказываются готовыми благодарить Господа, осознать то, что Он дал нам, не есть наше, а есть Его дар бесценный, втуне нам доставшийся, и которым мы должны не забывать делиться.

Но часто происходит так, что вместо осознания и благодарности Творцу, мы отворачиваемся от Него, мы желаем жить по-своему, по своим законам, потакая своим страстям и привычкам. И вот, Господь посылает и роду человеческому, и нам с вами вестников в нашей жизни, и совесть звучит в нашем сердце, пытается нас обличить, но не каждый из нас хочет слышать этот голос совести, готов измениться, покаяться, не каждый готов благодарить Бога за Его благодеяния.

Иногда, когда начинаешь рассказывать, что вот в Ветхом Завете было то или иное событие, многие слушатели удивляются: «нам-то что за дело, мы не евреи, мы ведь не  гнали Господа, не предавали Его на Голгофу». Но на самом деле, если каждый из нас в глубине своего сердца искренне обратится к себе, посмотрит на себя, увидит, что не далеко ушел от тех, кто были прямыми гонителями, распинателями Господа. Да, может, мы и не изгоняли, не распинали Его, как они,  но жить, как Он заповедал нам, как Он нас учит, мы не желаем, находим множество причин для того, чтобы этого не делать.

Церковь, как любящая мать, заботится о нашем спасении, предлагает все, что необходимо для спасения каждого человека. Господь устроил здесь, на земле, Церковь, чтобы мы, погружаясь в житейское море, не погибли, но имели корабль спасения. Здесь, на этом корабле, есть все средства, необходимые для того, чтобы избавить человека от погибели. Здесь мы можем прийти и исцелиться слезами покаяния, можем насладиться радостью Его бессмертного Божества, даже соединяться с Ним своим телом, принимая в себя Тело и Кровь Спасителя. Мы можем получать исцеление души и тела от болезней, от грехов, от страданий в Таинствах исповеди, соборования… Нам Господь оставил Евангелие, живое слово Живого Бога, обращенное к живому человеку, лично каждому из нас.

Господь оставил нам все, что необходимо для спасения каждого из нас, и только от нас зависит, будем ли мы пользоваться этими спасительными средствами, или будем отворачиваться, вновь и вновь, как это было в поколениях наших предшественников, наших предков.

Просмотров (22)