Слово епископа Антония в день памяти преподобного Серафима Саровского 1 августа 2019 года

Преподобный Серафим Саровский  — это совершенно особенный святой, может быть, один из самых необычных русских святых. И может быть, самая отличительная его черта среди многих других подвижников Божиих – это всегда присущая ему любовь. Искренняя любовь и сострадание к людям, искренняя открытость к людям, невзирая на их состояния и положения в обществе. Равно каждому преподобный, как при жизни своей, так и сегодня, по своей смерти, обращает он свою любовь и свою молитву. Невзирая на то, праведник ли этот человек или еще пока грешник, так же к каждому обращается он духовно: «Христос воскресе, радость моя!» Вот эта радость о воскресшем Христе, которая не только сердце человека наполняет и переполняет, но эта радость наставляет христианина не просто верить, но и подобно воскресшему Спасителю, эту веру свою делами простирать в мир, людям. Только такая вера является верой живой и искренней, когда она наполняется делами любви к ближнему. Такой была вера и жизнь преподобного.

Преподобный Серафим  жил в непростую эпоху. Хотя многим сейчас кажется, что то время было благодатным, даже многие православные христиане говорят: «ну как же, тогда было при царях православных», но на самом деле для Церкви время было очень непростым. Церковь была подчинена государству, а это государство, к сожалению, не всегда стремилось быть государством христианским. И правители этого государства далеко не всегда были благочестивыми христианскими монархами, а также и те, кому они доверяли управлять Церковью. Церковь тогда была на положении одного из министерств. Она была как бы министерством духовного исповедания, министерством веры, через которое государство воздействовало на православных, верующих людей, подданных империи.

К сожалению, чем дальше, тем больше, ценности, которые когда-то Петр I пустил в нашу страну через прорубленное в Европу окошко, приносили свои плоды, постепенно разлагая наше общество русское. Недаром 19 век можно назвать временем страшных, духовных катаклизмов. Мы видим, какие переживания, если почитать русских писателей, проходили в то время, как хотелось все сломать и заново построить, опираясь на эти, чуждые нашему народу, ценности. Как, в принципе, потом и сделали пришедшие к власти большевики. Они ведь появились не на пустом месте, ведь не просто так им, ТАК легко далась власть, значит, что-то происходило задолго до этого в нашем государстве, что-то трагическое и тяжелое, что и сопереживали и говорили об этом самые добрые и настоящие подвижники того времени. Мы это слышим у многих старцев того времени. С одной стороны наше государство казалось христианским, с другой же, все дальше и дальше отходило от этих ценностей христианских. Особенно интеллигенция, дворянство, высшее сословие русского государства постепенно становилось все более безбожным. Но в это же время 19 век принес, если можно так выразиться, в копилку нашей Церкви огромное множество святых. Тех подвижников Божиих, которые даже в это тяжёлое, лукавое время, при содействии Духа Святаго, продолжали свою миссию христианского служения, миссию, заложенную нам Господом и Спасителем, миссию подражания Христу здесь, на земле, в этой временной жизни.

Таким был преподобный Серафим, воспитанный в доброй, христианской семье. Мы знаем, сколько скорбей и трудностей ему выпало. Были и болезни, было падение с колокольни в детстве, когда казалось, и все уже думали, что отрок не выживет, но Господь Сам выбирает Себе служителей. Так Господь избрал Себе и будущего преподобного Серафима своим служителем, и вел его до конца. Нельзя сказать, что жизнь преподобного даже в последние годы его жизни была легкой. Да, его почитало множество людей, да, со всей России к нему приходили тысячи паломников, которые получали от него помощь и поддержку. Но в то же время мы видим зачастую осуждение, непонимание, ропот, особенно среди братии родной саровской обители. Особенно братия начала роптать, когда преподобный занялся устроением дивеевского женского монастыря. Они роптали, говоря, что лучше бы он в родную обитель вкладывал, мол, нам что самим денег не надо, а он все монахиням отдает, еще и в келию их водит, и даже на ночевку их оставляет. И даже после смерти преподобного Серафима не оставляли различные человеческие суды и осуждения. Мы знаем, что его прославление состоялось только благодаря воле последнего русского императора, Николая II, который твердо веря, что это святой старец Божий, добивался от Синода признания. А в Синоде многие говорили: «Ну что это за святой такой, мужик, лапотник, разве может в нашей Церкви быть такой святой». И все-таки император добился этой канонизации. Мы знаем, что в жизни Николая II эта канонизация преподобного совершило свое маленькое чудо. На следующий год после прославления преподобного у него, наконец, родился долгожданный наследник по молитвам, а Николай II, конечно верил в это, старца Серафима.

Церковь Божия всегда испытывала скорби и страдания, осуждения и злословия. Это всегда было в истории Церкви, это есть и это будет. Но тем не менее в самые трудные, самые тяжелые времена Господь являет святых Своих угодников. В это время, из нашей мирской жизни, как бы, среди туч и облаков греховных, начинают особенно ярко сиять звезды святых угодников Божиих. Мы верим, что и сегодня, в наше трудное, лукавое время, как это было с преподобным Серафимом, в его время, так будет и сегодня.

Если бы этого не было, мы бы сегодня с вами, наверное, не собрались здесь, в храме, в день памяти преподобного. Если бы не знали, что преподобный молится за нас, если бы каждый из нас не ощущал в своей жизни незримое его присутствие,  не получал от него поддержку в трудных для нас каких-то жизненных ситуациях. Поэтому молимся мы сегодня преподобному Серафиму, как живому, потому что у Бога нет мертвых. Равно живы все, и мы, которые еще пока странствуем на земле, и те, кто уже там, пред престолом Божиим стоят и молятся за нас, нуждающихся в молитве.

1 августа 2019 года,

Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь,

село Норья.

Просмотров (16)