Слово епископа Антония в Неделю 25-ю по Пятидесятнице в Покровском кафедральном соборе

Сегодня мы слышали в Евангельском повествовании о женщине, которая в течение 18 лет болела, была согбенной. В течение 18 лет она страдала, и, по-видимому, уже настолько настрадалась, что уже никого и ничего не просила. И Христа она тоже ни о чем не просит, она просто стоит в стороне и молится. Господь, видя страдания этой женщины, видя может быть какие-то ее сердечные муки о том, что она не может жить полноценно, не может распрямить спину, взглянуть на солнце, как это могут делать другие люди, видя все это, Господь призывает и возлагает на нее Свои руки. После чего она тотчас исцеляется.

Конечно, бывают случаи, когда люди, которые так тяжко болеют спиной, поднимаются. Мы все знаем, как тяжело обычно подобные травмы проходят, сколько нужно приложить труда и усилий для того, чтобы такой человек смог более менее стать полноценным. Но даже и тогда, когда больной человек вроде бы исцеляется, его спина распрямляется, его все равно зачастую не оставляют боли во всю его жизнь. Эта же женщина исцеляются тотчас. Настолько велико милосердие Божие.

Это сегодняшнее Евангелие нас поучает еще тому, что не всегда нужно просить и требовать чего-то, Господь Сам итак знает наши скорби и нужды. Поэтому когда мы изо дня в день стучим одно и то же, требуем то, что мы хотим, Господь часто этого, чего мы хотим, не посылает, а посылает то, что полезно нашему спасению. Видимо полезно было этой женщине в течение 18 лет страдать и мучиться. Этими мучениями и болезнью Господь может быть оградил ее от каких-то зол и бед, от грехов, которые, она совершила бы в это время.

Но не только об этом заставляет нас задуматься сегодняшнее Евангелие.  Мы слышим, как глава синагоги, видимо образованный, умный иудей начинает упрекать, даже не Христа, а эту женщину в том, что она пришла в субботний день за исцелением: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний» — говорит он ей. И хотя мы не иудеи, но зачастую поступаем подобно ему. Вообще для многих внешних людей может показаться, что наше Православие – есть религия сплошных ограничений, этого нельзя, того нельзя. Вот то, что нельзя мы с вами очень хорошо знаем. Мы знаем, например, что в день Благовещения нельзя трудиться. Как говорит народная пословица: «Девица косы не плетет, птица гнезда не вьет» в день Благовещения Божией Матери. И в воскресные дни вроде бы тоже нельзя работать, но ведь все равно свои обычные, домашние дела мы выполняем – чистим зубы, умываемся, кормим своих домашних животных, даже когда собираемся в храм, на Литургию в воскресный день. И мы ведь не мучаемся от этого, для нас это естественно. И насколько же должно быть для нас, христиан, естественным делать добрые дела, и особенно делать их в праздничные, воскресные дни. Не только радоваться, пировать и ликовать в этот день, не только для того чтобы расслабляться, даже не только для того, чтобы прийти в храм и помолиться Богу, но для того, чтобы это богослужение, эта Литургия, наше общее, всей Церкви дело, продолжить в нашей жизни дальше, в делах любви и милосердия.  В добрых словах и поступках, которые, особенно в эти дни, мы должны с вами направлять к нашим ближним и дальним, к тем, кто нуждается в нашей любви, в нашем сострадании, нашей помощи. Это то, что мы называем не очень красивым, официальным термином – социальное служение. Но на самом деле, это не социальное служение, это евангельское служение, это выполнение заповедей Божиих – помощь ближнему в его скорбях и муках.

К сожалению, в сегодняшней нашей жизни, церковной жизни, практически полностью ушла, что называется, жизнь общинная. Даже вот и сегодня, собравшись здесь, в храме, мы самых ближних своих людей, кто находится рядом с нами, молится с нами вместе, не знаем, да и не интересуемся какие, может быть, у них есть скорби и нужды, в чем можно помочь. Мы пришли в храм, отдали Богу два часа нашего времени, как бы с Ним рассчитались, долг перед Богом и своей совестью выполнили, и идем домой обратно, жить так, как привыкли. А для христианина Литургия не заканчивается только вот здесь, в храме, не заканчивается только Причастием. Это вся его жизнь – служение ближнему, как служил ближнему Господь Иисус Христос.

Просмотров (18)