Слово епископа Антония в Неделю 26-ю по Пятидесятнице в храме Серафима Саровского города Сарапула

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали с вами о некоем человеке, который пришел ко Христу, испытывая Его и самого себя. Он спрашивает у Господа: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», Господь ему напоминает о Ветхом Завете, о его заповедях: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою».

Услышав эти слова Спасителя, по-видимому, обрадовавшись, он говорит: «все это сохранил я от юности моей», чего еще не достает, на что Господь отвечает: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». На эти слова, как свидетельствует апостол Лука, этот молодой человек, услышав их, огорчился. И Господь, видя его скорбь, замечает, что человеку богатому очень трудно войти в Царствие Небесное, даже: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Потом уже апостолы и окружающие спрашивают Христа о том, как же тогда можно спастись, на что Господь отвечает: «невозможное человекам возможно Богу».

Этот молодой человек – это пример, по большому счету, каждому из нас. И хотя большинство из нас, здесь предстоящих, не могут похвастаться каким-то особым богатством, у нас с вами нет огромных состояний, счетов в швейцарских банках, дорогих машин, и живем мы достаточно скромно, но, тем не менее, этот пример относится и к каждому из нас тоже.

Господь повелевает ему раздать свое имение, и говорит, что трудно богатому войти в Царствие Божие, практически невозможно. Хотя мы и знаем из Священного Писания много примеров людей, которые были праведниками и в тоже время людьми весьма состоятельными. Можно вспомнить и праведного Иова из Ветхого Завета, который был богат и в тоже время праведным перед Богом. Знаем и современников Господа Иисуса Христа – Иосифа Аримафейского и Никодима, которые тоже были людьми богатыми, но при этом оставались учениками Христовыми, которых Церковь почитает как святых. И следует отсюда, что само по себе богатство ничего не значит, как и бедность сама по себе не спасает человека. Человек спасается  или погибает не от своего имения или состояния, но от того как он относится к этому своему состоянию или богатству. Если этим своим богатством, тем, что имеет, он щедро делится с людьми, которые его окружают, если он к этому богатству не привязан. Если оно не служит только утешением его земных, человеческих страстей, но этим богатством он служит людям.

Что такое богатство? Это тоже талант, дар Божий. Господь посылает человеку то или иное состояние, посылает ему и богатство, и бедность, а мы же являемся лишь распорядителями, и правильно ли мы этим распоряжаемся, зависит только от нас. Можно спасаться и богатым, можно и погибнуть, будучи бедным, и таких примеров тоже множество.

Когда человек в бедности живет тихо и скромно, спокойно воспринимает это свое состояние, оно становится ему во спасение. Что такое, по большому счету, бедность, даже в наше сегодняшнее время? Кто из нас, сегодняшних, может сказать, что питается одними только сухарями или лебедой? Если вспомнить еще совсем недавние поколения, вспомнить 19 или 18 века, когда то же мясо большинство наших предков ели только по большим праздникам, вспомнить наших родителей, когда праздничный стол отличался тем, что в простой, постный суп добавлялось молоко, т.е. его «забеляли», и это уже считалось праздничным угощением. И посмотреть на нас, сегодняшних людей, которые почти ежедневно едят и мясо, и фрукты, и даже какие-нибудь деликатесы. В сравнении с тем, как жили наши предки тогда, начинаешь понимать что мы, сегодняшние люди, живем почти как миллионеры, и в то же время никогда не довольствуемся тем, что у нас есть. Мы все время ропщем, что нас окружают плохие люди, что мы живем бедно, нам всего мало, мы не радуемся каждому дню и тому, что Господь нам посылает, мы все время хотим больше и больше. Человеку, который живет хоть чуть-чуть лучше нас, мы начинаем завидовать и осуждать его, и в таком случае мы оказываемся ничуть не лучше этого богатого человека. Он ради богатства не захотел идти за Христом, а мы даже пребывая иногда в бедноте, и в этом состоянии не имеем в себе силы и желания идти за Христом.

Первый признак христианина, то, что нас приближает к Богу – это наличие в нас, в нашей жизни любви, потому что Сам Бог – это есть любовь, поэтому эта притча относится и к нам самым прямым образом. Может быть, мы не так богаты, как этот молодой человек, нам нечего особо раздать нищим, но послужить людям, которые вокруг нас, хотя бы добрым словом, добрым взглядом, каким-то утешением, мы можем и должны. Но очень часто этого не делаем, а наоборот  ропщем, осуждаем, завидуем, тем самым отодвигая себя от Христа. Как бы говорим Ему: «Господи, нам так удобнее жить, а Ты со Своими заповедями оставайся в храме. Мы, конечно, придем, помолимся, поставим свечку, закажем молебен, в общем-то, получим свое и уйдем с этим обратно жить, потому что нам так привычно, хоть в бедности, хоть в богатстве». Но в этом случае это уже не имеет никакого значения, когда у человека в его жизни нет места для Бога.

15 декабря 2019 г. Храм преподобного Серафима Саровского, г. Сарапул

Просмотров (5)