Слово епископа Антония в Неделю о Страшном суде 3 марта 2019 года в Михайловском храме села Кигбаево

Сегодня мы дожили уже до третьего воскресенья перед Великим постом, когда Церковь воспоминает, приводит нам назидание евангельского чтения о Страшном суде. В сегодняшнем повествовании апостол Матфей рассказывает нам, как будет происходить этот суд, приоткрывает для нас завесу времени, эту тайну, которая человекам непостижима. Открывает нам, как же будет происходить это самое действие Страшного суда после пришествия Христова.

Накануне, в родительскую субботу мы вспоминали вместе с апостолом Павлом, как он говорит, что придет такое время, когда «при гласе Архангела и трубе Божией» воскреснут мертвые, предстанут перед Господом, а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках» и тоже предстанем на этот Страшный суд. 

В сегодняшнем повествовании Господь как бы уподобляет критерии людей, которые будут судиться, животным. Козлища и овцы. Многие из вас, живя на земле, имея хозяйства, представляют, что такое овцы и что такое козлища или козы. Козы упрямые, своевольные, не хотят никого слушать. Что бы ты ни делал, как бы ты ни любил, она все будет делать по-своему. Овцы же животные послушные, они идут туда, куда ведет их пастух. Да, может быть это такое стадное у них чувство, но, тем не менее, для них свойственно такое тихое, смиренное послушание. Не случайно Господь именно с овцами сравнивает тех, кто будет по правую сторону от Него, тех, кому Он скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». За что же Царство, это богатство, эта слава? Господь говорит им прямо: «ибо алкал Я, … жаждал, … был странником, … болен и в темнице…», страдал и вы были со мной, вы принесли мне пищу, дали напиться, посетили Меня в темнице, поддержали в скорби. И праведники скажут Ему те слова, которые свойственны праведникам: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?», ничего такого мы не делали. И действительно может быть самому Христу они и не служили, но как говорит Господь: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»

После этого Он призывает других людей, стоящих по левую сторону, грешников. И к ним обращает те же самые слова, и говорит им: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Но за что? И то же самое Он перечисляет и им: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня…» И тут уже грешники отвечают, но отвечают совершенно неразумно, даже с точки зрения человеческой логики. Казалось бы, вот сейчас перед ними только что вопрошал Господь праведников, и не случайно Он сначала праведников судит, сначала решает их судьбу, надеясь, что эти грешники хоть сейчас, в эту последнюю минуту одумаются, скажут: «Прости нас, Господи, что не поддержали тебя, не разделили с тобой и братьями меньшими скорби и лишения». Но они упрямо возражают: «Когда же такое было», начинают спорить и пререкаться с Ним, что если бы Ты Сам явился и нуждался, то разве мы бы Тебе отказали когда-нибудь. Но Господь напоминает, что есть еще «меньшие», те, кто окружал этих грешников всю их жизнь. Может быть, это были достойные или недостойные, которые заслуживали нашей любви, или не заслуживали, но каждый из них равно является чадом Божиим, и так же нуждается в нашей с вами любви.

Не зря говорится о том, что человек не спасается сам, он спасается через людей, через тех, кого Господь посылает нам на наших жизненных путях, на которых мы или встречаем их как чад Божиих, как Самого Христа, или отворачиваемся от них в горделивом ожидании того, что Сам Христос когда-нибудь обратится к нам, а уж Ему то мы обязательно поможем.

Так совершается Страшный суд. Так он будет совершаться для каждого из нас. Рано или поздно это время придет для каждого, и для того, кто верит в существование Божие, и для тех, кто не верит. Одинаково для каждого оно наступит в свой час. И только от нас самих зависит, с чем мы придем  на этот Страшный суд. Со своей гордыней, с желанием угождать всегда только самому себе, и себе единому служить, или же со своим смиренным восприятием того, что люди, какими бы даже самыми страшными грешниками ни были, но и они  — чада Божии. Не случайно каждый раз, приступая к Святой Чаше, мы говорим, что из всех грешников «от них же первый есмь аз».  И когда мы приступим на суд Божий, с грехами или с добрыми делами, что будет преобладать на этой чаше Божественных весов, будет зависеть только от нас самих.

 

Просмотров (25)