Слово епископа Антония в Неделю по Пасхе 5 мая 2019 года в Воскресенском храме г. Сарапула

Сегодняшнее воскресенье в церковном уставе называется Антипасхой, Неделей по Пасхе. Антипасха не потому, что против Пасхи, но потому, что она вслед за Пасхой.

В это воскресенье мы с вами слышали за Божественной литургией в Евангельском чтении продолжение того чтения, которое слышали вечером в Неделю Пасхи. Там, за вечерним богослужением, как раз читалось Евангельское повествование о явлении Христа своим ученикам и апостолам, но среди них не было одного апостола – Фомы. И когда Фома пришел, и ученики с великой радостью стали рассказывать ему о явлении воскресшего Христа, он не поверил словам своих собратий. Он сказал такие слова: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через некоторое время, когда ученики были снова вместе, и Фома с ними, Христос вновь является им, приветствуя их тем приветствием, каким обычно Он приветствовал их: «Мир вам». После этого Он обращается к Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

В народе мы называем Фому, апостола, ученика Христова — «Фомой неверующим». Но на самом деле в Евангелии нет ничего случайного, и даже то отсутствие Фомы при первом явлении Христа ученикам и апостолам было неслучайно. Это подчеркивает в своем Евангелии в конце сегодняшнего чтения апостол Иоанн, обращаясь к нам, к тем, которые не видели воскресшего Христа: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

Мы с вами тоже ученики Христовы, но мы не видели Его при жизни живым, ходившим по земле. Мы в отличие от Фомы, не могли вложить свои руки в Его раны, и поэтому-то для нас, чтобы мы не сомневались, есть свидетельство Его учеников и апостолов. Это свидетельство направлено, прежде всего, для тех, или против тех, кто говорит, что Христос якобы не воскрес. И мы знаем, что в древности были еретики, которые по-разному извращали учение Церкви о Христе, и о Его воскресении. Кто-то говорил, что это не настоящий Христос, кто-то говорил, что на кресте пострадал другой человек, а Христа прятали ученики, кто-то говорил, что на кресте было распято некое привидение, которое на самом деле не страдало.

Так вот сегодня воскресший Христос, явившись ученикам, взяв руки Фомы и вложив в Свои раны, настоящие, живые, еще совсем недавно мучавшие Его – это свидетельство апостола Фомы для нас. Чтобы мы с вами никогда не разуверились, чтобы мы «веруя, имели жизнь во имя Его», потому что вера это то, что необходимо человеку для спасения. Можно совершать дела благочестия, можно бить поклоны, можно ничего не есть, ведь и демоны, в конце концов, ничего не едят, но для того, чтобы спастись, нужно иметь веру. Так и Господь говорит Своим ученикам: «Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет, тот осужден будет». Вот основание нашего спасения – наша твердая вера, вера в Господа Воскресшего, потому что в другого бога, который не способен победить смерть даже для самого себя, в такого бога верить бесполезно и бессмысленно.

Поколение наших предков, которые из рода в род передавали нам веру православную, христианскую, их живая вера, и жизнь по этой вере, показывает нам истинность. Показывает, что они верили и знали о том, что действительно страдания Христовы, эти Его раны, являются для них подлинными. Показывает, что Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, Который человеческой Своей плотью здесь, на земле, пострадал для того, чтобы наше человеческое естество, в конце концов, вознести на небо.

Просмотров (13)