Слово епископа Антония в праздник Благовещения 7 апреля 2019 года в Покровском соборе г. Сарапула

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, всех вас приветствую с сегодняшним праздником, днем воскресным и праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы сегодня поем Ей: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление». С сегодняшнего дня, когда Пречистой было возвещено о том, что Ей Одной, Единственной из всего рода человеческого суждено быть Матерью Божией. С этого дня, с этого таинства пришествия в мир во плоти через Пречистую Богородицу Спасителя и Господа Иисуса Христа, начинается наше спасение. Бог приходит в этот мир, чтобы принять плоть человеческую, чтобы стать подобным нам во всем, кроме греха, а орудием этого Своего Промысла о спасении человеческом выбирает Ее, Пречистую, выбирает Ее за терпение, за кротость, смирение, выбирает за то, что Она всю Свою надежду в жизни полагает на Бога, Ему Единому служит, Ему отдает всю Свою жизнь.

Мы очень мало знаем из Евангелия о Божией Матери. Бо`льшую часть из того, что знаем, это Священного Предания. То, что со времен апостольских «из уста в уста», Церковь хранила, в Предании сохраняя память о Пречистой.

О событии Благовещения мы тоже знаем не так много. Знаем, что Она родилась в семье благочестивых родителей, из священнического и царского рода. Мы знаем, что родители очень рано привели Ее в Иерусалимский храм,  посвятили Господу, и до момента Благовещения Она жила там, в святая святых, изучала Священное Писание, читала доступные книги, и все это складывала в Своем сердце.

И вот сегодня, в ответ на Ее преданность к Ней приходит архангел Гавриил, который говорит Ей такие слова, которые невозможно было слышать ни одному человеку: «благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего». Мы слышали сегодня, как перед этим тот же Гавриил являлся к священнику Захарии и Елисавете, родителям Иоанна Предтечи, но приходя к Захарии, он представляется. Но сегодня, здесь, придя к Пречистой, он не говорит кто он, и Она не спрашивает у него, кто с Ней беседует. Конечно, Она понимает, кто перед ней стоит, Она читала Священное Писание, знала ангелов, наверняка Она даже общалась с ними. Мы видим, как Она смело встречает его. Но когда он начинает пророчествовать, говорить, что Ей надлежит родить Сына Божия, Она начинает не то что сомневаться, но задумывается, перебирает в Своих мыслях, что Она читала в Священном Писании о таких приветствиях, когда и кому такое говорили, и видит, что таких примеров нет. Потому Она начинает расспрашивать архангела, как это может быть, чтобы не обмануться, знать совершенно точно волю Божию. И Гавриил открывает Ей, что Она должна родить Сына, и назовут Его Христом, Эммануилом, Спасителем рода человеческого. Тем самым Мессией, которого ожидал народ иудейский со времен падения наших прародителей, Адама и Евы.

Мы видим, с каким смирением Она принимает эту возвещенную Ей весть. Она не отказывается, как, может быть, кто-нибудь из нас отказался бы из ложного смирения. Она смиренно принимает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она не возносится, никому не рассказывает о этом посещении. Единственное, кому Она поведает – это сроднице Своей Елисавете, которая к этому времени уже полгода носит во чреве ребенка, которого долгие годы не могла иметь, а теперь, вскоре должна родить Предтечу Господня. И ей Она приоткрывает тайну Божиего смотрения и о Ней, и о роде человеческом.

Сегодняшний праздник это действительно «главизна», начало нашего спасения. Кротко и тихо, кроткой и тихой Девой, воспринимается весть о том, что Ей суждено родить Спасителя мира. Кротко и тихо Она будет исполнять эту волю Божию, кротко и тихо воспитывать Его, незаметно будет присутствовать в жизни Его до самых последних минут, до Креста, до смерти, оставаясь со Своим Сыном и Своим Господом.

Конечно, пример Пречистой – это пример для нас. Мы обращаемся к Ней, Единственной из всех святых людей, такими словами, какими обращаемся только к Богу: «Пресвятая Богородица, спаси нас». У святых мы просим помощи, молитв, Ее же просим о спасении, потому что верим, что Ей дана такая власть и возможность помогать спасению рода человеческого. Собственно Она уже и помогла и совершила это спасение, родив в мир Сына Божия. Родив таинственно, родив так, что невозможно объяснить никакими человеческими словами. Как можно объяснить, что Она оставалась Девой и до рождения Христа, и в рождении Христа, и после рождения Христа. Никакими человеческими словами  это объяснить и понять невозможно. Возможно только принять и исполнить волю Божию, как это совершила Пресвятая Богородица.

Просмотров (8)