Слово епископа Антония в престольный праздник храма Ксении Петербургской города Сарапула 6 февраля 2019 года

Отцы, братья и сестры, паломники, молитвенники, всех вас поздравляю с сегодняшним праздником, торжеством престольным этого храма, с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской. И хотя мы далеки по расстоянию от Петербурга, и вроде бы не такие глубокие у нас связи с северной столицей нашей Родины, но, тем не менее, сегодня своими мыслями присутствуем там, в граде святого Петра, где на Смоленском кладбище было погребено тело блаженной Ксении. Там, недалеко от того самого храма, который она своими собственными руками практически строила.

Мы с вами знаем, что блаженная Ксения была супругою придворного певчего. Будучи еще совсем молодым человеком, он скоропостижно скончался, перед смертью не успев причаститься Святых Божественных Таинств. За каждым богослужением Православная Церковь возносит молитву о том, чтобы нам иметь христианскую кончину, «безболезнены, непостыдны, мирны», чтобы быть «причастны» Святых Христовых Таин. Так должен умирать христианин – спокойно, мирно, попрощавшись со всеми своими близкими, примирившись с ними, примирившись с Богом в Таинствах Исповеди и Причастия.

Ее супруг умер скоропостижно, у него не было возможности ни исповедоваться, ни причаститься. И эта внезапная смерть самого близкого человека совершенно переломила жизнь блаженной Ксении. Осознавая, что такая кончина, есть кончина тяжелая, что супруг ее умер не по-христиански, она хотела хоть чем-то облегчить его загробную участь, и даже, может быть, по возможности прожить какие-то годы вместо него, и сделать за него то доброе, что не успел он сделать при своей жизни. Поэтому первое время блаженная Ксения переодевалась в одежду своего мужа, называла себя его именем, и так ходила по городу. Видимо желая своею жизнью, своим терпением скорбей и болезней, принести облегчение своему супругу в его загробной жизни.

Для современных христиан, да и вообще для сегодняшних людей совершенно непонятно как может быть такое отношение. Большинство из нынешних христиан умирают без всякого покаяния, без причащения. Самое последнее, что мы вспоминаем, что нужно пригласить священника, да и то чаще всего уже в таком состоянии, когда умирающий не может осознавать, что с ним происходит. Приглашаем священника к умирающему чисто механически, так только, чтоб исполнить обряд.

Вот святая блаженная Ксения показывает насколько же все-таки важно, и в то время, и сегодня, для любого человека перейти достойно в жизнь будущую. Потому что, как мы знаем, усопшие уже сами ничего не могут сделать для себя, они нуждаются для своего спасения, для прощения грехов, в молитве Церкви, в молитве нас самих, в добрых делах, которые мы можем сделать в их память. Вот эти дела и стремилась делать в память своего мужа блаженная Ксения Петербургская.

Для современного человечества она являет удивительный пример семьи, пример преданности близкому своему человеку. Потому что, если мы с вами посмотрим сегодня на то, что происходит в мире, увидим, с какой легкостью современный человек расстаётся со своей второй половиной. Сегодня мы видим, как в открытую, нисколько не стесняясь, богатые, славные мира сего говорят: « я вот уже с пятым мужем живу, а у меня уже восьмая жена». Могут браки свои даже на Святой Земле заключать, но при этом менять своих мужей, как перчатки на своих руках. Конечно, это говорит о том, что современный человек совершенно не так относится к своему близкому, как это должно было бы быть.

Блаженная Ксения показывает, как нужно относиться к своему супругу. Даже расставшись с ним здесь, на земле, она, тем не менее, остается к нему преданной всю свою жизнь. Она его любит, она жертвенно служит ему, желая помочь, желая облегчить его, желая и сама, конечно, быть в Царствии Божием, но достигнуть этого Царствия не одной, но быть там с тем, кто дорог.

Мы и здесь, на земле, должны дорожить своими близкими, беречь их, любить, всячески оберегать. Но, даже расставшись с ними, наша любовь не заканчивается, предел земной жизни не останавливает нашу любовь к тем, кого мы действительно любим, кто действительно являются для нас самыми близкими людьми.

Каждый раз, обращаясь к святым, к их примеру, к их молитве, мы извлекаем назидание: какими же мы должны быть, как далеки мы можем быть от этого идеала, но и насколько мы должны стремиться быть такими, как они. Да, мы немощные и слабые, но ведь и святые не рождаются святыми, они ими становятся, меняя каждый день свою собственную жизнь, совершая в своей жизни покаяние, а покаяние  — это и есть изменение всей своей жизни.

Просмотров (11)