Слово епископа Антония в Прощеное воскресенье в Покровском кафедральном соборе

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником, со святым воскресным днем. Сегодняшнее воскресенье, последнее воскресение перед Великим постом называется в Уставе церковном Прощеным воскресением и воспоминанием Адамова изгнания.

В этот день мы воспоминаем как наш общий прародитель рода человеческого, Адам, за свою гордость и своеволие, за свое не раскаяние в не послушании Богу, своим справедливым Творцом и Создателем изгоняется прочь из рая.

Собственно рай и был устроен Богом для человека, для того, чтобы человек жил в этом раю. Чтобы он наслаждался близостью к Богу, наслаждался и тем добром, которое всегда окружает присутствие Божие. Так было во время нахождения Адама в раю. То, что рай был создан для Адама, об этом даже говорит то, что сам Адам в раю нарекает имена животным. Только тот, кто полновластно распоряжается тем или иным, тот, кто может давать этому имена, называть этих животных, должен понимать природу этого животного. Он должен понимать замысел Божий об этом творении, понимать его назначение, только так он может давать настоящие имена, показывая и раскрывая в этих именах суть того что называет.

Адам вместе со своей супругой Евой полноценно властвовали в этом раю, Они наслаждались там, и наслаждались даже не от того, что рай это прекрасное, красивое и теплое место, где не нужно ни о чем заботиться, а нужно лишь приглядывать за тем, что дал тебе Господь и радоваться этому. Это было место, где не было смерти, и даже хищные животные там, в раю, не ели мясо других животных. Так было в первозданном мире, так было в этом раю, в котором присутствовал человек. И, несомненно, это было все от того, что там с ними присутствовал Бог. Где есть Бог, там есть любовь, где есть Бог, там есть добро, есть радость, вот этой радостью, любовью и добром Адам и наслаждался в раю.

Но, как известно, когда диавол, искуситель предложил Адаму самому стать подобным Богу, он с легкостью согласился попробовать: «а почему бы ему самому не стать таким, как Бог». Один раз в истории это уже было. Это было с гордым Денницей, первым ангелом, который тоже, участвуя в творении мира, так возомнил о себе гордо, решив, что сам не хуже Бога, что сам, как Бог. Как мы знаем, Денница был низвержен вместе с сопутствующими ему ангелами, и ангелы эти превратились в бесов, и до сих пор искушают род человеческий, как искушали они и наших прародителей в раю.

К сожалению, наши прародители с легкостью поддались на этот соблазн.  Вместо того, чтобы, как людям верующим, как это подобает поступать с грехом, не только не принимать сам грех, но прочь гнать даже всякую мысль о грехе. Вместо этого они стали рассуждать в своем сердце, что вот мы станем как боги, у нас будет вечная жизнь, будет вечное наслаждение, все это они стали переживать в себе.  В конце концов, они съели запретный плод, и у них открылись глаза, они не увидели ничего Божественного, не увидели ничего светлого и чистого. Первое что они увидели – они увидели свою собственную наготу и стали ее стесняться. До этого в раю они были наги, и никто из них этого не стеснялся, они даже не замечали наготу другого. Тут же, друг для друга сотворенные, они вдруг стали стесняться сами себя и даже собственных своих тел. Вот первое что почувствовал павший, согрешивший человек.

Но диавол не останавливается на первых шагах, он идет дальше. И грех в человеке, когда он его принимает и начинает ему следовать, грех не останавливается и не ограничивается, он овладевает человеком все больше и  больше. Он овладевает им настолько, что человек лишается своих собственных чувств, понимания того, что происходит в его жизни, в нем все начинает меняться и извращаться. То, что было нормальным становится ненормальным, и наоборот, ненормальное становится нормой. Как мы видим это в Адаме и Еве? Они знали всегда, что Бог рядом с ними, что Он видит их сердце. И зная это, они начинают прятаться от Него, от своего Создателя. И когда Бог завет их, видя, что они согрешили, желает услышать от них слова покаяния. Он призывает их себе, и они как самые неразумные создания, начинают прятаться от Него в кустах. И лишь на повторный призыв Бога, они откликаются, говорят, что им стыдно выходить перед Ним, потому что они наги. Когда же Господь начинает обличать их в том, что они соделали грех, они еще дальше продолжают свое безумие. Вместо того, чтобы просить Божие прощение и милосердие, они начинают обвинять сначала друг друга, Адам сваливает вину на Еву, Ева  — на диавола. Ева говорит: «змей обольстил меня, и я ела», а Адам говорит: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». То есть Адам не только на жену, но уже и на Самого Бога переносит свою вину за свое падение. Вместо того, чтобы просить Божие прощение, он своего Творца и Создателя обвиняет в своем падении.

Господь произносит для Адама и Евы справедливый приговор, который исполняется до сих пор на роде человеческом — он изгоняет их из рая. Адаму Он говорит, что и ты и твои потомки в поте лица своего будете есть хлеб свой. В раю им не надо было трудиться, все росло само собою. После изгнания из рая они приходят на другую землю, на землю, которая исполнена сорняками и терниями, которую нужно удобрять и поливать, и ухаживать за нею, и трудиться на ней изо дня в день, только лишь для того, чтобы пропитать себя и свою семью. Еве же и в ее лице всему ее потомству, всем женщинам, Господь тоже выносит приговор: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».

Вчера, во время канона, мы воспоминали все эти события. Воспоминали, как Адам сидит на земле, сидит и плачет горько, вспоминая то добро, то, что имел в раю от Бога. Плачет и оплакивает и страдает. Но к сегодняшнему дню, не смотря на эту скорбь Адама, относятся очень хорошие слова, которые сегодня говорит апостол Павел: «Ночь прошла, а день приблизился». Заканчивается ночь греха и приближается день спасения. Вместе с наказанием Адам и Ева получают еще одну заповедь, благую весть, Господь обещает, что придет такое время, когда потомок жены, семя жены, сотрет главу змия, победит диавола, победит саму смерть. Это пророчество, несомненно, относится к лицу Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Мы с вами готовимся вступить во дни Великого поста. А пост готовит нас к самому главному событию в истории рода человеческого, и в жизни каждого христианина. Он готовит нас ко дню воскресения из мертвых нашего Господа и Спасителя, когда исполнится эта первая благая весть.  Когда воскресший Христос своим воскресением победит диавола, сотрет его главу, упразднит его власть навсегда. И вот сегодня, вступая в эти дни Великого поста, как никогда, мы ощущаем насколько близко вот это состояние – ночь греха, ночь порабощения человека страстям и диаволу совсем скоро закончится. И уже расцветает новый день – день Воскресения Христова, день нашей надежды, день победы добра и любви над грехом и над смертью. К этому дню нас готовит весь Великий пост.

К этому дню мы сегодня готовимся вступить, и в это Прощеное воскресение, слышим слова евангельские о том, что нужно прощать должником нашим: «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Если хотим, чтобы Бог простил нам наши согрешения, то  нужно и нам научиться прощать людям, окружающим нас, те согрешения, которые они сделали по отношению к нам. Без этого условия, условия прощения другим, невозможно, неправедно и несправедливо просить Божие милосердие. Без собственной любви, без собственного прощения, со злобой, с обидой в сердце на ближнего, невозможно приступить к живому Богу и просить, о том, чтобы Он пришел и вселился в нас. Это невозможно пока в нашем сердце главенствуют грехи и страсти, пока в нем одни лишь обиды и злоба на ближнего. Поэтому сегодня слыша евангельский призыв, мы должны простить друг другу грехи и согрешения.

1 марта 2020 г., Покровский кафедральный собор г. Сарапула.

Просмотров (17)