Слово епископа Антония во во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу

Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с сегодняшним богослужением, с особым днем в году церковном – Вселенской родительской субботой.

Готовясь ко времени Великого поста, накануне масленицы, когда мы будем еще вкушать привычные яства, когда по народной традиции будем ликовать и радоваться, и в то же время, радуясь и ликуя, мы будем готовиться к Прощенному воскресению. Будем испрашивать друг у друга прощения, за вольные или невольные грехи, за обиды, нанесенные в уходящем церковном году. И вот накануне этого Прощенного воскресения, прося друг у друга прощения, чтобы потом с чистой совестью во время Великого поста уже у Господа просить прощения наших грехов, мы сегодня сотворили молитву о тех, кто от этой временной жизни отошел к жизни вечной. Вознесли сегодня молитву о всех усопших православных христианах, о наших братьях и сестрах, о тех, кого мы еще помним, и тех, кого уже никто не помнит кроме Самого Господа. За всех за них равно одинаково мы сегодня творили молитву, чтобы Господь простил им, как каждому человеку, нуждающемуся в прощении, потому что нет такого человека, который бы жил на земле и не согрешил. Для нас, для каждого свойственно грешить, свойственно и каяться, свойственно и нормально для живого человека и осознавать свои ошибки и исправлять их.

Но усопшие не могут уже ни каяться, ни исправлять свои ошибки. Они там, уже в другой жизни, предстоят, и конечно знают и понимают, что делали хорошего или плохого в этой своей земной жизни, но ничего, уже там находясь, человек сделать для себя не может. Это не раз мы слышали в Евангелии, в притче о богаче и Лазаре. Когда Лазарь после смерти радуется на лоне Авраама, а богач, мучаясь, просит Авраама послать Лазаря в этот временный мир, потому что у него остались братья, чтобы хотя бы они покаялись. Но этого не делает Господь, потому что между тем миром и этим огромная пропасть, и тот, кто уже находится там, ничего сделать уже не может.

Но это не значит, что для нас нет никакой надежды. Господь основал здесь на земле Свою Церковь, которую, как Он обещал: «врата ада не одолеют ее», и частью этой Церковью, ее членами, является всякий христианин. Как тот, который еще продолжает свое жизненное странствие, как мы с вами странствуем еще в поисках грядущей вечной жизни, так и тот, кто уже отошел от временной жизни в жизнь вечную. И Церковь за них, уже отошедших, приучает нас молиться. И это одно и добрых дел, дело любви, которое должен совершать христианин. Мы часто можем кается в наших грехах, вот я сделал то и то, сделал что-то плохое, и мы исповедуемся в этом, но редко кто осознает, что хотя мы и стремимся не делать плохое, но и доброго в своей жизни почти никогда и ничего не делаем. И вот в этом мы не каемся. Бог же наш есть Бог любви, и любви самой деятельной. Господь ведь не только словами говорит, что любит род человеческий, но и делом совершает любовь. Он приходит в этот мир, проявляя Свою любовь к человеческому роду, Сам становится человеком. Он страдает и мучается Своим телом, испытывает и поношения, и гонения, и, в конце концов, ради любви к Своему созданию, принимает и саму смерть, страшную и мучительную. И вслед этой смерти, проявляя опять-таки любовь к Своему созданию, воскресает из мертвых, для того, чтобы и нас с Собой совоскресить.

Вот и сегодня, как дело любви, мы собрались в этом храме для того, чтобы помолиться о тех, кто уже не может о себе молиться. И мы знаем, что молитва о них действенна, она действительно помогает. Когда мы молимся за них, совершаем поминовение, им становится легче. Не зря прп. Макарию, который подвизался в 4 веке в Египте, было видение: как-то в пустыне он натолкнулся на череп, и череп с ним заговорил. Оказался он черепом язычника, и поведал он, что в те дни, когда в наших храмах совершаются богослужения с поминовением усопших, то даже им язычникам, находящимся в аду, становится легче. Хотя и конкретно за них мы не молимся, но они получают некое облегчение, получают поддержку Божию.

Поэтом так важно нам молиться за усопших. Важно молиться, потому что ведь мы верим, что у Бога нет мертвых. «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Живы мы, живы и они. И они сегодня, как и мы с вами здесь, в этих стенах, своим духом молятся вместе с нами, молятся о нас, и мы должны молиться, чтобы Господь простил их согрешения, вольные и невольные. И о нас, когда придет наше время отойти от этой временной жизни, нашлось бы кому помолиться, вспомнить о нас. В конце концов, даже если и ближние наши сродники забудут нас, но никогда не забудет нас Церковь, любящая наша мать, не забудет нас и Сам Господь. Пока будет совершаться Божественная литургия, за каждой Литургией Церковь молится о всех от века почивших православных христианах.

 

22 февраля 2020 года, Воскресенский храм города Сарапула.

 

 

Просмотров (29)