Сегодня за Литургией мы с вами слышали Евангельское повествование. В нем совершенно четко и понятно Господь рассказывает нам о существовании загробной жизни для всех тех, кто верит, и даже для тех христиан, которые не очень-то верят в то, что может быть какая-то жизнь за гробом, которые не очень-то верят, что есть рай и ад. Что есть состояние блаженства пребывания с Богом и состояние мучения от того, что ты знаешь, что есть Бог, ты видишь Его Божество и Его славу, но это только все более и более укоряет тебя, потому что ты всю свою сознательную жизнь на земле отворачивался от Бога, был Его противником.
Сегодня рассказывается притча о богаче и Лазаре. Был богач, который всю свою жизнь здесь, на земле, торжествовал и пировал. У него было множество друзей, которые его окружали, и он в этом своем богатстве вместе со своими друзьями, такими же богатыми и праздными, как и он сам, проводил свои дни, пиршествуя и радуясь. Был так же некий нищий по имени Лазарь, все его тело покрывали струпья. Он лежал среди отбросов, и только собаки жалели его, облизывали его раны, принося хоть какое-то облегчение. Проходит время, умирает нищий, и ангелы забирают его, умирает и богач, и его погребают. И богатый, оказавшись там, в той жизни, получив должную ему награду, мучается в аду. Однажды, обращая взор вверх, к небу, видит он своими глазами, как нищий, которого он никогда не замечал, а может и издевался иногда над ним, смеялся над его страданиями, возлежит на лоне Авраама, беседует с ним в раю, разделяет с ним трапезу. И он обращается к Аврааму, говоря: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». На что Авраам отвечает ему: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда этот богач, вспомнив не только про себя, но и что у него есть братья, которые, скорее всего, проводят такую же праздную, богатую жизнь, просит его: «отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». На что Авраам также разумно говорит: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». И ведь подлинно так и бывает. Многие ли поверили воскресшему Господу Иисусу Христу, многие ли, увидев Его живого, или услышав о Нем, воскресшем, многие ли были готовы идти за Ним? Совсем немногие.
Сегодняшняя притча, которую Господь рассказывает Своим ученикам и апостолам, и нам должна быть очень назидательна. Конечно, не все мы богаты, не все пиршествуем, не все в богатстве и счастье проживаем свою жизнь, но даже будучи может быть нищими, у всех ли у нас забота о горнем. У всех ли нас взор к небу обращен, в отличие от этого нищего, который ничего не имея, ничего не просил, никого не укорял. Мы же, когда в нашей жизни бывают какие-либо несчастья, и даже если бываем бедными, не воспринимаем это со смирением и терпением, но начинаем обвинять всех, кто вокруг нас. Начинаем обвинять президентов, депутатов, целую страну, всех, кто богаче нас, своих собственных детей, за то, что они нас не любят, своих родителей за то, что они нам мало дали. Всегда найдется при желании кого укорить.
Но на самом деле спасение ведь достигается не тем, что этот нищий страдал, а тем, как он относился к своему страданию. Если бы он относился так, как мы сегодня иногда, страдая или чего-то лишаясь, упрекаем и корим всех вокруг, наверное, он не оказался бы на лоне Авраама. Что бы и как бы ты не делал, спасает тебя любящий тебя Господь, Который принимает тебя таким, какой ты есть, Который готов помочь тебе измениться, Который готов любовью Своей покрыть множество человеческих грехов. Поэтому ни дела наши, ни заслуги нас не приводят к небу, но любовь Божия. Поэтому-то апостол Павел в конце своей жизни говорит такие странные слова: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать», то есть — вот, я сделал то, что должен был, не то, что мне хотелось, никакие заслуги или сверхзаслуги, но только исполнил свой долг перед Богом.
Так должен бы говорить для себя каждый человек. Тогда, независимо от того, богаты мы или бедны, делясь иногда даже последним, а тем более от избытка своего, понимаем, что земное богатство, оно только здесь на земле, ни один богач не забрал его с собою. Этим земным богатством нужно собирать себе богатство там, на небе, щедро раздавая то, что посылает нам Господь.
Сегодня мы с вами совершаем празднество Казанской иконы Божией Матери. Установлен этот праздник был в память того, что в этот день, четыреста с лишним лет назад, с этим образом русские ополченцы, подойдя к Москве, освободили ее от поляков. Сегодня есть также еще и светский, государственный праздник, который называется Днем единения и согласия, чего в сегодняшнем обществе как раз, может быть, и не хватает. Единство и согласие, которое было в русских людях тогда, в 1613 году, когда была уже захвачена Москва, когда поляки, католики главенствовали над нашими святынями, когда они разоряли гробницы русских царей в московском Кремле, раки с мощами в его храмах, тогда русский народ сумел собраться. Этому предшествовало время, вошедшее в историю с названием Смутное. Это было время, когда то один, то другой самозванец, при помощи, чаще всего, извне, то из Швеции, то из Польши, захватывали русский трон. Случалось это потому, что мы сами, русские, оказывались раздробленными. Наши представители, бояре, как сейчас говорят национальная элита, в поисках бо`льших богатств, состояний, переходили то на одну сторону, то на другую, забывая, что у них есть родина, есть отечество, есть Церковь объединяющая, все это они забывали в погоне за прибылью, званиями, почестями. Эти земные интересы совершенно вытеснили у них такие понятия как «родина», «отечество», они продавали это то одним, то другим. И казалось, уже нет никакой надежды. Но в это время простые, русские люди поднялись с ополчением из Нижнего Новгорода, собирая по пути все новые и новые полки, взяв из Казани, только недавно обретенный образ Божией Матери, подошли к Москве, и там, после кровопролитных боев, смогли освободить Москву от поляков.
В этот день, когда четыреста с лишним лет назад был освобожден московский Кремль, в воспоминание этих событий было установлено совершать празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Как, когда-то император Константин, еще язычник, во сне, когда Господь повелел ему изобразить кресты на своих знаменах, говоря, что этим ты победишь, и Константин, сделав так, победил своего противника, тоже императора, соправителя, возглавив после этого огромную империю. Так и наши ополченцы, с Казанским образом, как знаменем, пришли и освободили Москву. А позже в честь этого на Красной площади был построен храм в честь Царицы Небесной, в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которая так чудесно своим образом собирала и собирает народ русский в самые тяжелые времена на защиту своего отечества.
Просмотров (17)