Слово епископ Антония в день памяти святых отцев VII Вселенского Собора в храме Ксении Петербуржской г. Сарапула 21 октября 2018 года

Каждое воскресение мы с вами воспоминаем чудо воскресения из мертвых нашего Учителя и Спасителя Господа Иисуса Христа. Как говорит апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Поэтому чествуя, воспоминая Христово Воскресение, мы посвящаем каждый воскресный день Ему, Богу живому, собираемся в храмы, во имя Его созданные, и в этих храмах мы приносим Ему благодарственные молитвы за все и за вся, что посылает нам Господь в нашей жизни.

Господь, который здесь, на земле, создал Церковь, про которую Он сказал: «созижду Церковь  Мою, и врата ада не одолеют ее». В этой Церкви подает Он нам все необходимое к спасению. За каждым богослужением, каждой Литургией мы слышим Его Евангелие, Его Благую Весть, никак книгу историческую, но как живое Слово живого Бога, к нам, живым людям, обращенное.

Сегодня в воскресном Евангельском чтении мы с вами слышали повествование о воскрешении сына наинской вдовы. В небольшой городок в Палестине шел проповедовать Христос со множеством учеников Своих и множеством народа, и при входе в город Он встречает похоронную процессию тоже при множестве народа. Видимо благочестивая женщина, поскольку ее многие знали, вдова, провожает в последний путь своего единственного сына. Господь, видя горе этой несчастной женщины, даже без всяких просьб, ее обращений к Нему, останавливает эту процессию. Он возлагает руку на одр, чем уже удивляет многих, поскольку у иудеев тело умершего считалось скверной, к нему нельзя было прикасаться. Для того, кто прикасался к усопшему, полагался специальный обряд очищения. И вот, Христос, Учитель, останавливает этот одр, возлагает Свою руку на него, и обращаясь к юноше, лежащему на одре, единственному сыну матери своей, повелевает ему тем всесильным словом, которым когда-то творил мир, тем словом, которым чуть позже поднимет четырехдневного Лазаря из гроба, этим Своим словом повелевает юноше восстать, воскреснуть. И умерший тотчас воскресает, поднимается с одра, чем, конечно же, совершается великое чудо.  Не для кого, кроме Бога, невозможно повелевать жизнью и смертью. Только Создатель жизни может повелевать жизнью и смертью, только Бог может давать жизнь, даже умершим.

Это чтение, конечно, посвящено не только тем, кто слышал это во времена Христа, не только говорит о женщине, некогда утешенной, но оно, прежде всего, говорит для нас, говорит о той великой силе, которой исполнен наш Господь, Которому мы с вами поклоняемся. Поэтому мы знаем, что несмотря ни на какие жизненные испытания и скорби, те, кто верует во Христа, будут непременно наследовать Его Царствие Небесное, жизнь вечную.

 Церкви Христовой уже более двух тысяч лет. Если посчитать, то за эти века вряд ли наберется хотя бы два столетия, когда  Церковь Христова здесь, на земле, жила бы совершенно мирно, без всяких испытаний и скорбей.

Сначала, в первые века существования Церкви, язычники думали, что те, кто поклоняются Христу, являются врагами Римской империи, императоров, поскольку у римлян император почитался за божество, и ему полагалось приносить жертвы, а христиане отказывались приносить эти жертвы. Хотя первые христиане, апостолы возносили молитвы и за Римскую империю, и за императоров, чуждых Христа, и даже молились за императоров-гонителей.

Потом, после этих лет гонений, наступили другие времена, казалось бы, спокойствия, но в этом внешнем спокойствии стали появляться немощи человеческого ума. От умствования человеческого то и дело стали возникать ереси. И первые четыре века христианства вошли в историю, как эпоха Вселенских Соборов, один из которых, Седьмой Вселенский Собор, мы сегодня воспоминаем. Семь Вселенских Соборов прошло за четыре столетия, которые рассматривали те ереси и лжеучения, что начинали то и дело одолевать Церковь Христову. Начинают появляться и расколы. Появляются они от гордости человеческой, от того, что некий человек начинает считать себя большим, чем другие, более знающим, более достойным, более лучшим, чем вся Церковь Христова, и тогда появляются на теле Ее эти страшные раны расколов.

Я думаю, большинство из вас знает, что сейчас происходит с нашей Православной Церковью, какое выпало время испытаний. К сожалению, Константинопольская Церковь, та от которой мы в свое время получили Православие, в сегодняшние дни показывает невиданные образцы неповиновения канонам и установлениям Церкви Христовой. Они вторглись на каноническую территорию Русской Православной Церкви, отказываясь признавать те правила и установления, те документы, которые подтверждают пребывание Киевской митрополии в составе Московского Патриархата.  Синодальную грамоту 1686 года и иные сопутствующие  ей документы, подписанные Святейшим Константинопольским  Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви, нынешние греки посчитали невозможным для себя сегодня исполнять. Они в одностороннем порядке установили сейчас фактически напрямую свое управление над Киевом. В прямом подчинении оказался град, в котором когда-то крестилась Русь, откуда, так или иначе мы духом своим происходим.

В это время тяжёлого испытания, что настало сейчас для Церкви Христовой, я хотел бы вас всех, верных чад Церкви, попросить не смущаться, не бояться, не слушать тех, кто оказывается врагами Церкви Христовой, но слушать только голос Церкви.

Призываю вас не смущаться, не верить тем, кто говорит злое против нашей Церкви. Мы с вами являемся членами Церкви Христовой, мы в ней живем, и мы с вами сознаем прекрасно, что ни Господь, ни Дух Святый, ни благодать Божия от нас не отошли. Господь никогда не оставит нас предстательством святых угодников Божиих. Всех тех, кто молился за нас прежде, тех, кто сейчас перед престолом Божиим предстоят, возносят молитвы за нас, своих сродников, на земле пока еще сущих, странствующих, и нуждающихся в молитве своих предшественников, святых угодников Божиих.

Пусть не одолевают никакие смущения сердца ваши, но прежде всего, молитесь. Молитесь за Церковь Христову, чтобы Она жила в мире, чтобы эти нестроения, сейчас происходящие, были преодолены как можно скорее разумом церковным, опытом, трудом всей Церкви, не только Константинопольской  и Русской Церковью, но и всей полнотой Вселенской Христовой Церкви.

 

Просмотров (14)