Сегодня мы вспоминаем день обретения мощей прп. Серафима Саровского. Из истории его жизни, за 20 век, за одно столетие, мощи прп. Серафима обретались дважды. Первый раз – до революции, по повелению императора Николая II, как раз тогда, когда прп. Серафим был прославлен в лике святых. Прославлен он был во многом по настоянию самого Государя. В Синоде тогда было много противников этого, потому что далеко не все наши дореволюционные архиереи были согласны с тем, что такого святого, как прп. Серафим, можно было бы прославить в лике святых, уж больно он казался им простым и неученым, какой-то мужик. Хотя и отличающийся своей святостью, но для многих современников тогда, образованных и знатных, он казался слишком простым и неудобным святым. И только Государь усердно настаивал на его прославлении, и сам участвовал в прославлении прп. Серафима, и сам нес раку с мощами. Так случилось первое прославление преподобного. Прославлен он был в своей родной обители Саровской, где был погребен. Там же, в Саровской обители, до революции находились и мощи прп. Серафима, не в Дивеевской обители, которую любил, сам создавал и заботился о сестрах, но в своем, мужском монастыре, насельником которого он был. Хотя известно пророчество преподобного о том, что когда-то мощи его окажутся в Дивеево, но в то время, конечно, сестры не верили, и не надеялись на такую возможность, что братья монастыря мощи своего собрата, своего небесного покровителя, когда-нибудь, добровольно, отдадут в какой-то другой монастырь.
С прославлением прп. Серафима Саровского связано событие в личной жизни императора Николая II. Мы знаем, что у него долго не было наследника, сына. В Российской империи, начиная со времен императора Павла, престол передавался от отца к сыну, по мужской линии. И как раз у Николая II одна за другой родились четыре дочери, а сына все не было. Конечно, Государь печалился по этому поводу, наверное, молился прп. Серафиму, мы не знаем, что происходило в сердце последнего русского императора, но мы знаем доподлинно, что через год после прославления преподобного, в семье Николая II появился сын и наследник, царевич Алексий. Вот, одно из маленьких чудес, связанных с прп. Серафимом Саровским.
Потом наступили новые времена, времена богоборчества. Разгонялись монастыри, прошла целая компания по вскрытию мощей святых. До революции у нас была почему-то очень твердая уверенность, что мощи святых обязательно должны быть нетленными, в полной целостности. Но, например, прп. Серафим еще при жизни своей говорил о том, что после смерти он сильно истлеет. И действительно, когда вскрывали могилу в 1903 году, обнаружили, что мощи преподобного очень плохо сохранились. Так, впрочем, и у большинства святых, очень редкие случаи были, когда мощи сохранялись целиком и полностью нетленными. Эти случаи можно буквально пересчитать на пальцах одной руки. И вот прошла компания по вскрытию мощей, и вскрывая, в том числе и мощи прп. Серафима, власть начала обличать верующих, говоря: « вот смотрите, кому вы покланяетесь, какие-то отдельные косточки». Мощи преподобного после этой компании исчезли, сохранилась лишь дореволюционная опись, а сами мощи были утрачены безвозвратно.
В 1990 году началась новая, переломная страница в жизни нашей Церкви. Многие из вас помнят, как появилась некая свобода, когда множество народа пошло в храмы, многие стали креститься, возобновился интерес к Православию. И вот в Казанском соборе, в Петербурге, в это время там располагался музей истории религии и атеизма, проводили очередную опись имущества. Кто-то из сотрудников заглянул на чердак собора, и там, на чердаке, обнаружились рака с останками нескольких человек. Например, там оказались останки мощей свт. Иоасафа Белгородского, другие мощи, и среди них были мощи, которые долго не могли определить, чьи они. И только сравнив с дореволюционным описанием, стало ясно, что это мощи прп. Серафима Саровского. Была создана специальная комиссия, куда вошли и государственные и церковные представители, и мощи, наконец, были переданы Русской Православной Церкви. Из Казанского собора, а он тогда еще не действовал, торжественно перенесли их в Александро-Невскую Лавру, в Троицкий собор, а затем из Петербурга состоялось торжественное шествие по всей стране, сначала в Москву, а потому уже оттуда в Дивеево через все города, которые были на пути этого крестного хода. Так сбылось еще одно пророчество преподобного, что придет такое время, когда обретут мои мощи, в честь меня будут Пасху петь. И действительно было такое всеобщее, народное ликование, что казалось, что Пасха, хотя было лето, все пели пасхальные песнопения у мощей прп. Серафима.
Мощи были перенесены, но перенесены уже не в Саров, а в Дивеево, в тот самый монастырь, который был основан преподобным. Там, в Дивеево, они до сих пор и пребывают, и кто бывал там, видел какой сейчас это красивый и дивный монастырь. Кто-то помнит его, может быть, в советские времена, тогда он был совершенно другим, в запустении, в забвении. Сейчас же он даже, наверное, красивее и богаче, чем был в дореволюционные времена. Сейчас там огромное число сестер и паломников, это один из самых больших женских монастырей в Русской Православной Церкви. И все эти сестры и множество паломников собраны вокруг одного, прп. Серафима Саровского, к которому они приходят, к кому обращаются, и от которого получают помощь и поддержку. И несомненно получают, потому что иначе бы люди не стали обращаться. Бесполезно обращаться туда, где не получаешь никакой пользы. И раз идут к преподобному люди, раз строим мы в память его храмы, раз обращаемся к нему в молитве, в том числе и на нашей сарапульской земле, значит без сомнения прп. Серафим на эти наши молитвы откликается.
15 января 2020 года, храм преподобного Серафима Саровского, г. Сарапул
Просмотров (31)