Слово епископа Антония в день пророка Илии 2 августа 2018 года в Ильинском храме села Ильинское

Святой пророк Божий Илия жил в те времена, когда человечество находилось в ожидании грядущего Мессии, Спасителя. Первая Благая Весть, первое Евангелие прозвучало когда-то для наших, изгнанных из рая, прародителей, для Адама и Евы, тогда Бог обещал им, что придет время, когда потомок жены сотрет главу змия. И вот, ветхозаветное человечество жило ожиданием того времени, когда придет тот, заповеданный Богом, потомок жены, и даст человеку жизнь, жизнь вечную, жизнь с избытком.

Пророк Илия был из народа иудейского, израильского. Это был народ богоизбранный, единственный в то время народ на земле, который хранил в своей жизни, в своей молитве, в своем повседневном прохождении земного поприща веру в единого, истинного Бога. Хотя часто народ израильский отпадал от этого Бога. И вся история ветхозаветного человечества  — это история таких постоянных падений и восстаний рода человеческого, когда человек по своей гордыне начинал строить свою другую, новую жизнь, находил себе новых богов. Они казались ему славнее, красивее, богаче, во всяком случае, понятнее и очевиднее, ведь их можно было потрогать, осязать руками, видеть глазами, можно было перед этими истуканами приносить жертву.

Как только народ иудейский забывал про своего истинного Бога, с ним обязательно начинали случаться неприятности. Его начинали разрушать враги изнутри, покорять внешние неприятели. И когда этот народ, сокрушенный этими скорбями, вспоминал про своего настоящего, живого Бога, когда он начинал каяться, Господь посылал людей, которые изводили его из этого плена, спасали от рабства, гонений, и даже от неминуемой смерти.

Пророк Илия жил в трудные времена, когда даже сами цари иудейские, те, кто должны были впереди своего народа идти защищать веру, традиции своего народа, они, сами эти цари стали отпадать от своего Бога. Они стали жениться на язычницах, от них перенимать  их веру, их истуканов, строить им храмы, приносить им жертвы, и даже самые страшные, человеческие.

И пророк Илия был вот таким, ревностным по Бозе, обличителем, который, не боясь и не стесняясь ни правителей, ни народа, мог всем и вся в лицо говорить правду. И Господь поддерживал его в служении, по молитвам своего угодника посылал вновь и вновь народу иудейскому испытания для того, чтобы  он покаялся. В том числе это был и голод, который воцарился после того, как на три с половиной года по молитве пророка Илии небо было затворено от дождя. И пророк ходил среди народа и изобличал его, наживая себе новых и новых врагов, уже не только в лице царя, но и в лице простых людей, которые вместо того, чтобы покаяться Богу, думали про себя – вот, это Илия навел нам эту беду, давайте накажем его, или даже вообще уничтожим. Так что уже самому пророку приходилось скрываться в пустыне, где ворон приносил ему пищу.

Затем Промыслом Божиим, пророк Илия оказывается в Сарепте Сидонской, где жила некая благочестивая вдовица, которая одна из всех людей пустила пророка Божия к себе в дом, несмотря на голодное время. И по молитвам пророка Илии, скудные запасы, которые были у нее, мука и масло оливковое,  не иссекали в доме том все это время, пока Илия находился там.

Казалось бы, какое дело нам, православным людям, до каких-то там иудеев, до истории какого-то израильского народа. Какое дело нам до того, что сделал с ними Господь, какие злоключения  они встречали на своем пути, но, на самом деле, Священное Писание, повествующее о делах минувших, это не просто ведь историческая книга. По большому счету, Ветхий завет – это есть описание жизни каждого из нас, верующего или неверующего. Каждый из нас рано или поздно встречает в своей жизни искушения и скорби, каждый из нас время от времени падает в своих грехах. Каждый из нас, как и народ иудейский отпадает от истинного Бога, иногда это отдельные люди, иногда это целые народы.

Как иудейский народ, так и наш русский народ, который в свое время тоже отпал от Бога, желая строить новый мир, найдя себе новых богов для поклонения, принося им тоже жертвы кровавые, и даже человеческие. На этих жертвах пытался построить всю цивилизацию 20-го века, свою советскую цивилизацию, на той богато пролитой крови одних людей, на их страдании пытался построить счастливую жизнь для будущего поколения.

Но вся история израильского народа говорит нам о том, что на этом счастья построить невозможно. Истинное счастье человека может быть только в Боге, в служении Ему, в исполнении святых Божиих заповедей в своей жизни.

Есть такое определение счастья, когда наше желание для себя соответствует тому, что Бог о нас желает. Таково счастье может быть и для целых народов. Счастливы те народы, которые имеют такие желания, которые совпадают с тем, что желает для них Бог.  Так и для нашего русского или российского народа стало желанием Божиим, как и для иудеев, быть хранителем веры православной. И не только хранителем, но и распространителем, защитником веры православной. Так это случилось даже в годы гонений, когда благодаря эмиграции, благодаря тому, что многие русские люди должны были покинуть свою родину, они православную веру свою несли по всему миру, так что теперь есть Православие практически в каждой точке земного шара.

Святой пророк Божий Илия действительно ревнитель. Он был настолько ревнителен по Бозе, настолько любил Его в своей жизни, что он был один из немногих, а в Ветхом Завете, мы знаем, их было всего два, кто был живым восхищен на небо. По преданию пророк Илия на огненной колеснице был взят на небо для жизни вечной, оставив милоть, т.е. плащ, своему ученику Елисею.

Сегодня мы молимся пророку Божию Илии, потому что каждый из нас нуждается в таком ревностном заступнике, помощнике. Мы стали сегодня очень слабыми и немощными. Нам очень трудно сегодня бороться с самими собою, может быть так трудно, как не было никогда трудно бороться никому из наших предков. Если для наших предков Православие было нормальным, правильным, праведным укладом их жизни, и на этом укладе строилась вся жизнь их, когда человек начинал утро со всей семьей своей с молитвы, и заканчивали они день молитвой, когда ходить в храм было не просто традицией, но живым велением сердца человеческого. И ходить также целыми семьями, так что даже были определенные места для них в храмах. Сегодня у нас это все утрачено, у нас нет уже этого уклада, мы живем совершенно в другом укладе жизненном, который далек от того, который был у наших предков.

Поэтому мы сегодняшние, может быть, больше чем они нуждаемся в предстателях, в молитвенниках, а главное нуждаемся в примерах. В примерах ревности по Бозе, в примерах любви к Богу, самозабвенной, жертвенной, ничего не требующей взамен, но отдающей всего себя целиком Богу.

Пророк Илия не просит ничего для себя, он не ищет ничего своего, вся его задача жизни – это служить Богу, возвещать слово и волю Божию народу, ради которого Господь обещает когда-то послать обетованного Спасителя.

Мы молим сейчас пророка Божия Илию, чтобы он и нам, сегодняшним православным христианам, помогал стараться жить также ревностно, также нелицемерно, с такой же горячей любовью к Богу, и людям, как и святой пророк Божий Илия.

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас!

Просмотров (27)