В последнее время, в связи с тем, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата ведёт активный и открытый диалог с инославными религиозными деноминациями, а также в связи с недавними событиями, связанными с проведением собрания глав поместных православных церквей на о. Крит, в среде членов Русской Православной Церкви возникли споры и суждения о правильности поступков высшего священноначалия Русской Православной Церкви в области связей с инославием. Эти споры в ряде случаев привели к расколам и разделениям, что так всегда болезненно сказывалось и отражалось на всём историческом организме Церкви. О предмете расколов, о том, как и почему важно преодолевать негативные нарывы, ведущие к внутреннему церковному разделению, мы провели беседу с благочинным Можгинского округа Сарапульской епархии Удмуртской Митрополии иереем Валерием Лысовым.
Благословите, Ваше Преподобие! Сразу хочется задать первый и очень важный вопрос – всегда ли простой рядовой член Церкви соглашается с действиями и решениями высшего священноначалия Церкви?
Бог благословит, Вас, всех Ваших коллег и сотрудников, а также посетителей Вашего портала! В действительности, на протяжении последних двух тысячелетий, Церковь Христова, будучи живым организмом, питаемым благодатью Всесвятого Духа, осуществляла и осуществляет свою спасительную миссию в крайне непростых условиях. Трудности осуществления церковной миссии, в первую очередь связаны с тем, что в людской общности очень часто возникали и возникают разномыслия. Вспомним о жизненном пути Христа Спасителя. Все ли из тех, кто слушал Его Божественные назидания, пошли по пути Его учения? Увы, нет!
Давайте вспомним святых апостолов. Уже после Святой Пятидесятницы, при живом и активном распространении Церкви по тогдашнему миру, стали то тут, то там, возникать споры, разногласия, а также упрямое неприятие спасительного евангельского учения. С самых первых времён Церкви, в христианском обществе возникают и появляются инакомыслящие, либо пытающиеся извратить учение Христа Спасителя на свой собственный лад, по типу «потому что так нравится мне».
Так проходили годы. Церковь Христова достигла четвёртого столетия своего существования, и в 325 году (н.э.) в г. Никее (ред.: территория тогдашней Византийской империи) собирается I Вселенский собор, с той целью, чтобы положить конец спорам о Богочеловеческом достоинстве Иисуса Христа. Тогда многим думалось, что проведённым собором, его высочайшими решениями удастся положить конец многочисленным спорам вокруг исповедания Божества и человечества во Христе Спасителе, но уже в грядущих столетиях состоялись II, III, IV, V, VI и наконец, VII Вселенские Соборы.
И все эти величайшие собрания Церкви ставили перед собой всё те же цели – положить конец спорам вокруг учения Христианской Церкви. На соборах осуждались ереси и расколы, самомнения и вольные ни чем не обоснованные утверждения, человеческая гордыня и элементарная церковная необразованность.
Если говорить о нашем времени, то тут в большей степени приходится констатировать факты несогласия не с учением Церкви, а с теми форматами осуществления церковной миссии, которые проистекают в условиях современного мира, с тем как нашему епископату, духовенству и активным верующим мирянам приходится совершать своё служение сегодня.
Несогласных, увы, хватает.
Отец Валерий! А разве что-то изменилось в Церкви спустя два тысячелетия её жизни? Разве возникла необходимость как-то по иному осуществлять ход церковной миссии? А если да, тогда в связи, с чем, возникают разногласия сегодня?
По сути, миссия Церкви осталась той же. Главная задача Церкви сегодня, как и две тысячи лет назад, состоит в деле спасения человеческих душ от уз греха, и приведении человечества в Царство Божие. Церковь, как и тогда в древности, так и сегодня, продолжает жить полноценной и полнокровной литургической евхаристической жизнью. В Церкви, как и прежде, совершаются таинства и обряды. С церковных амвонов оглашается пастырская проповедь.
В сфере внешней деятельности Церкви сохранились формы социального и миссионерского служения, берущие своё начало ещё в деяниях святых апостолов.
Церковь, осуществляющая своё служение сегодня, вынуждена активно проводить в жизнь свою информационную деятельность, иметь открытый и прямой диалог с властью, государственными структурами и обществом. Нигде, и не в чём добром и дарующем надежду на качественно-духовное улучшение чьей-то жизни, Церковь не может ограничивать себя ни в коем случае.
Но ведь вся загвоздка проблемы в том, что всегда есть тот, кому такое положение дел не нравится. Есть тот или та, кто привык, или привыкла к старому укладу церковной жизни – там, в исключительной ограде храма.
А разве может Церковь, в сегодняшнее многотрудное время, когда везде и всюду нужен справедливый голос и родительское присутствие Церкви, оставаться где-то там, на периферии человеческой жизни? Отвечаю, как и вся полнота верных чад церковных, нашим общим соборным уверенным – нет, не может!
Очень часто, противники активной позиции Церкви, к большому сожалению находящиеся внутри Церкви, начинают своими ни чем не оправданными действиями устраивать коллапс в движении Церкви вперёд, к её добрым и вечным ценностям мира и любви. Такие противники, своими непорядочными действиями порой начинают вводить смуту в церковном обществе.
И как это выглядит?
Очень даже просто! Появляется некий безумный глашатай, пытающийся примереть на себя маску искусного оратора, якобы могущего перекричать всех и вся своим псевдоавторитетом. Это такой человек, который ставит уровень своих знаний и мнений выше Заповедей Христовых и Закона Божия. И вот мы видим то, как в глазах этого горе-оратора Святейший Патриарх становится «еретиком», Священный Синод стал «нечестивым сборищем лжеучителей», местный правящий архиерей стал «смутьяном» ведущим людей в погибель, и так далее.
Этот безумец начинает осуществлять своё давление в первую очередь на умы простых, маловоцерковлённых людей. И именно там, к большому сожалению, лукавство, расшатывающее церковный организм, находит свой грязный успех.
Я уже выше говорил о недостатке церковной и духовной образованности у некоторых людей. Ну, что же, повторюсь вновь – причина появления таких крайне неумных глашатаев – скудоумие, родившееся от духовного невежества и недостатка церковного образования. И надо сказать честно – это наша общая всецерковная беда. Почему беда? Потому что не все берутся разобраться в обвинениях в адрес Церкви. И вот таким образом, не разобравшись в ситуации, люди начинают примыкать к расколам и лжеучениям. Сегодня Церковь молится и активно трудится над искоренением подобного пробела в своей жизни.
В некоторых епархия Русской Православной Церкви возникли расколы на фоне общения иерархов нашей Церкви с представителями Католичества.
Достаточно вспомнить встречу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, имевшую место на Кубе. Как Вы можете охарактеризовать возможный формат общения православного человека с представителями других религий, чтобы это не вызвало конфликта в среде близких по духу веры людей?
Наш Великий Пастыреначальник и Совершитель дела нашего спасения, Господь наш Иисус Христос дал всем нам заповедь о любви к ближнему. Более того, Господь заповедал своим ученикам, а вместе с ними и всем нам, любовь к врагам нашим и угнетающим нас.
Сегодня, православного христианина окружает множество иноверцев. Это и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Кроме того, среди православных христиан живёт очень большое множество христиан католического и протестантского сословия.
Часто возникает вопрос – как себя вести с людьми инославного происхождения?
Тут, по сути, и ответа не требуется. Всё сказал Христос – необходимо относится к человеку так, как к самому себе, то есть с любовью и с уважением.
Естественно, мы – православные христиане, не можем принять какого либо иного религиозного учения, или позаимствовать у наших соседей что-то из их богословской практики. Однако нам ни кто и ни что не может помешать быть добрыми соседями, уважающими своего ближнего, его права.
А что касается встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска… А что там такого страшного произошло?! Совместную литургию они не совершили. Чего либо противоречащего православным канонам и догматам не подписали.
Те же, кто начал раздувать из данной встречи скандал, ставили своими действиями одну коварную и злую цель – внести разделение среди верующих.
Сейчас вспоминаю себя, свой жизненный опыт до принятия священного сана. Мне пришлось работать в миру. В нашем светском учреждении работала молодая девушка-католичка. Удаляясь в обеденное время в комнату для принятия пищи, она всегда крестилась так, как крестятся католики, и читала Ave Maria.
Ну, собственно, и мне православному, тоже приходилось обедать вместе с ней.
И как я должен был поступать? По учению наших расколоучителей, я должен был бы прекратить с ней всякое живое общение. Но, я же, был всегда рад тому, что человек, эта самая девушка, вопреки всему совершала ежедневную молитву перед едой, крестилась, не смотря ни на кого. У нас не всякий именующий себя православным так поступает.
Так вот мы с ней всегда по-дружески общались, обменивались мнениями, взглядами, не навязывая друг другу чего либо.
Простите, а как же тогда православная миссия, состоящая в несении верного слова Божия всем людям?
А миссия как раз в том и состоит, чтобы своей проповедью, своим мирным христианским житием, усердным совершением добрых дел, постоянно привлекать в спасительное лоно Православия новых чад церковных.
Если бы апостолы Пётр и Павел были озлобленными на современных им язычников и иудеев, ругались бы с ними, оскорбляли бы их за их религиозные обычаи, то вряд ли их миссия возымела бы столь колоссальный успех.
Любовь и доброта – вот те самые основополагающие принципы православной миссии, которые совершили грандиозный переворот в человечестве за последние два тысячелетия. Не может христианин проповедовать то, чем сам не обладает. А раз так, то наше отношение к иноверцам должно быть мирным и по-христиански благостным.
Зачастую простые верующие миряне со страхом и недоверием относятся к приходу в Церковь бывших инославных. Имеют ли какие либо основания подобные страхи и недоверие?
Часто боятся того, чего по православному церковному принципу и быть не может, а именно объединения с инославными религиозными объединениями, с полным или частичным принятием их взглядов на веру.
Мы, к своему христианскому счастью, очень часто принимаем в лоно Церкви бывших раскольников, сектантов и инославных.
Люди, обретя смысл жизни в православном вероучении, приходят к нам осмысленно. Делать это силой мы никого не заставляем. Но, в то же самое время, мы стараемся всеобъемлюще изложить перед мысленным взором человека всю глубину вероучительной составляющей Православия.
Если человек готов принять Никео-Цареградский Символ веры, если человек готов поминать в своих заздравных молитвах имя православного Святейшего Патриарха, если человек готов быть не инертным, а активным чадом Церкви, то перед таким человеком, двери Православной Церкви открыты 24 часа в сутки.
Поэтому не стоит бояться прихода в Церковь бывших инославных, а наоборот, необходимо радоваться этому так, как радовался о заблудившейся овце евангельский Добрый Пастырь.
Как сегодня Русская Православная Церковь позиционирует себя по отношению к раскольникам?
В первую очередь хочется сказать о том, что все расколы переживаются Церковью с тяжёлой сердечной болью. До глубины души неприятен факт того, что твои вчерашние братия и сёстры стали считать тебя своим врагом, разорвали связующую нить между собой и Христом.
Больно от того, что от такого разрыва нет ни какой пользы, ни Церкви, ни самим раскольникам.
Вся беда раскольника состоит в том, что он не может понять одного – в Церкви его ждут назад так, как только может с любовью ждать своего сына домой родная любящая мать. Почему я называю это явление словом «беда»? Потому что, до сердца раскольника достучаться порой очень непросто. Эти люди порой представляют собой и своими деяниями словно ослепших.
Сегодня, у Церкви, в отношении раскольников, позиция одна. Она выверена, она утверждена духом христианской любви — преодолевать и врачевать расколы любой ценой. Это поистине материнская цель Русской Православной Церкви.
Взять нашу Сарапульскую епархию Удмуртской митрополии. Наш Правящий архиерей, Преосвященный Антоний, епископ Сарапульский и Можгинский всегда нам, представителям священнической братии, говорит такие слова: «Нет большей радости, если заблудший возвращается домой!»
Портал Mozhga.net
Просмотров (260)