Слово епископа Антония в Покровскую родительскую субботу 13 октября 2018 года в Воскресенском храме города Сарапула

Сегодня, накануне праздника Покрова Царицы Небесной, мы совершаем нашу местную, традиционную родительскую субботу. Эта суббота, совершаемая здесь, в наших краях, вблизи Казани, была установлена царем Иоанном Васильевичем Грозным, после того, как была взята Казань.

Иоанн Грозный – первый русский царь повелел совершать накануне праздника Покрова  Пресвятой  Богородицы, в ближайшую субботу, память всех воинов, положивших жизнь свою за Родину, за Отечество, за освобождение от тяжкого казанского гнета. Казанское княжество на то время было последним пределом, последним остатком Золотой Орды, который очень долго, вплоть до времен Иоанна Грозного не давал спокойно развиваться русскому государству. Татары, жившие тогда в Казани, часто совершали набеги на русские земли, пока, наконец, царь Иоанн Грозный не взял Казань. С этого времени там начинает проповедоваться Православие. Слово о Христе все громче и громче звучит в казанских пределах. Еще позже там является икона Божией Матери, называемая Казанской, которую мы так почитаем. А до наших времен здесь, в наших краях, сохранилась в памяти народной традиция, может уже не совсем и связанная с воинами, освободившими Казань, когда мы вспоминаем всех наших почивших сродников.

Такова наша местная, благочестивая, прикамская традиция – воспоминать в этот день «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Почему и воспоминаем, потому что все мы, верующие в Господа Иисуса Христа, знаем, что смерти нет. Смерть не владычествует над человеком, и хотя до времени ей бывает подвластно наше тело, она возвращает его в землю, из которой взят человек, но над душой, над духом человеческим она не властна. А это как раз то, что более всего роднит нас с Богом, то, что  уподобляет нас Ему.

Поэтому сегодня мы вспоминаем православных христиан, приносим за них горячие молитвы. Если бы они не были живы, если бы жизнь человеческая со смертью заканчивалась, то бессмысленны были бы наши молитвы за человека. Какой прок молиться за то, чего нет, какой прок обращаться к Тому, Кто Сам не смог победить смерть. Но Христос, сам победивший смерть, дает нам надежду, что и мы живы будем. И сродники наши, которые прежде нас разлучились с этой земной жизнью, и перешли к жизни вечной, живы, и живы даже может быть больше, чем мы с вами, живущие ныне.

Неслучайно, апостол Павел, рассказывая нам о втором пришествии Христа, говорит: «и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Поэтому сегодня мы обращаемся к Владыке жизни и смерти, чтобы Он упокоил представившихся «в селениях праведных», простил им грехи и согрешения их, потому что знаем, что нет такого человека, который жил бы и не согрешил, кроме Господа, который «бо един токмо без греха».

Будем молиться за усопших, не забывать их. Это то немногое из добрых дел, что мы можем и должны делать здесь, на земле, поскольку и сами рано или поздно тоже ляжем во гроб, тоже будем нуждаться, пребывая телом своим в могиле, духом же Богу предстоя, будем нуждаться в молитвах Церкви, как сегодня нуждаются те, за кого молимся мы, живущие ныне.

 

Просмотров (48)