Слово епископа Антония в день памяти преподобного Серафима Саровского 1 августа 2018 года в Мало-Дивеевском Серафимовском женском монастыре села Норья

Сегодня мы чествуем память преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Это святой, который близок по времени к нам и по месту своих подвигов, поскольку он недалеко от нас подвизался. Но самое главное – это святой, в жизни которого, как, наверное, в жизни никакого другого подвижника, отразилась вся суть нашего народа, его стремление, его любовь к Богу, то насколько меняет человека это стремление к Богу. Насколько, изменившись сам, он способен менять этот мир.

Не зря, когда преподобного спрашивали о тех или иных скорбях, и как можно спастись, он всегда говорил: «Спасайся сам и вокруг тебя тысячи спасутся». Исполняй сам, не глядя ни на кого: ни на начальников, ни на священников, ни на окружающих, ни на младших, ни на старших – сам исполняй заповеди Божии в своей жизни. Спасайся сам, и тогда ты будешь способен спасать других людей.

Так было и с преподобным. Не думаю, что в своей молодости, или даже когда он пришел уже в Саров, он мечтал о том, чтобы окормлять тысячи людей, приводить их ко спасению. Он жаждал одного – быть со Христом, обрести спасение души. Стремился воплотить заповеди Божии в своей жизни. И тогда, когда  он стал делать это, и при помощи Божией усердно делать это, с должным смирением, Господь Сам благословил его на эти труды, и труды такие, которые может даже непосильны никакому человеку, никаким человеческим усилиям, и тем более усилиям уже преклонных лет старца. Когда к нему стали ходить во множестве люди, он уже был преклонных лет, его уже к тому времени избили злые люди. В молодости он был достаточно высокого роста, он был статным, мощным человеком, но травмы, которые когда-то нанесли ему разбойники, отразились на здоровье преподобного, и с тех пор он вот стал таким, каким мы видим его на иконах, согбенным старцем, который не мог распрямить своей спины.

Но, несмотря ни на какую злую человеческую волю, не смотря на осуждения, а мы знаем из жития, что и братия его тоже осуждала за те многочисленные добрые дела, которые он делал и для дивеевской обители и для людей.

Так вот, несмотря на все это, несмотря ни на какую злую волю, преподобный совершал то, что повелел ему Господь. Он строил, благоукрашал обитель, а самой главное он строил и помогал людям построить храм собственной своей души, собственного своего сердца. Тот храм, который никто и никогда не сможет поругать и разорить его. Можно разорить любой каменный, и даже современный, самой прочной постройки, храм, но нельзя разорить тот храм, который мы по примеру преподобного созидаем в собственной душе. Единственное, что может разорить этот храм божий в нашей душе, это мы сами, и наши с вами грехи.

Преподобный боролся с немощами своими, недостатками, называл себя «убогим Серафимушкой». Это пример для нас, для многих современных христиан. Мы, едва придя в Церковь, едва став православными, иной раз начинаем возносить себя до небес. Нам кажется, что мы такие подвижники, а все вокруг такие грешники, что с ними-то и общаться нельзя, они недостойны нашего общения, нашего внимания. Мы ведь и поклоны без числа бьем, и постимся, и обременяем себя различными трудами…  Но все эти наши труды можно проверить тем, как мы относимся к окружающим нас людям. Если нет в нашем сердце, в нашей жизни любви, то все эти наши труды и подвиги, все, что ни делали бы мы, все это будет бесполезно.

И вот, как раз у преподобного этой любви в его сердце было с преизбытком. Не зря каждого, кого он встречал, в любое время, любого состояния и достоинства, он встречал равно и одинаково словами: «Христос воскресе, радость моя!»

Этой радостью, которая переполняла его сердце всю жизнь, радостью о Воскресшем Христе, он делился всегда со всеми: и с разбойниками, и с праведниками, и с правителями мира сего, и с простыми крестьянами, с каждым, делясь щедро этой любовью, переполнявшей его сердце.

Я желаю, чтобы у каждого из нас, по примеру преподобного Серафима, также наше сердце было переполнено любовью, любовью к Богу и ближним. Если мы любим истинно Бога, то обязательно эта наша любовь к Богу будет изливаться делами любви людям, которые вокруг нас. Тогда мы не будем видеть немощи и недостатки кого-либо, а будем видеть только свои прегрешения, и молить Господа, чтобы он нам простил эти наши согрешения.

Просмотров (13)