Слово епископа Антония в Неделю 20-ю по Пятидесятнице в Воскресенском храме города Сарапула

Всех вас, братья и сестры, поздравляю со святым, воскресным днем. Сегодня мы слышали за Божественной литургией евангельское повествование о богатом и Лазаре. Неслучайно евангелист называет имя только одного из них. Одного из них называет богачем, другого же, бедного человека, он назвал по имени, Лазарем. Это совсем неслучайно. Много богатых людей было всегда в истории рода человеческого. В каждом поколении, и вплоть до сегодня, есть богатые и бедные. Может быть, сейчас и нет таких как тот Лазарь, который лежал у ног этого богача. Он пытался напитаться теми крохами, которые падали со стола богача, а болезни и раны, гноившиеся на его теле, врачевали не люди, но собаки, которые иногда относятся даже лучше и жалостливее к человеку, чем подобные ему, чем и мы сами бывает относимся к ближним своим. Апостол сегодня не поминает имя этого богача, оно как бы стерлось из памяти истории. Таких богачей много, которые стремятся служить только себе, только своим чувствам, мыслям, желаниям, не замечая, что вокруг тебя тоже находятся люди. Он был крайне богат, что стоило ему помочь хотя бы чуть-чуть этому бедняку, но вот в этом состоянии роскоши и богатства, когда у человека все есть, перестает замечать, что вокруг него есть другие люди. И чем богаче становится человек, тем почему-то он чаше всего становится жаднее.

Но сегодняшнее евангельское чтение не только об этом заставляет нас задуматься. В конце концов, есть примеры богатых людей, которые спасались, это мы видим и в Евангелии. Это те люди, которые были со Христом в Его последние минуты жизни, те люди, которые несмотря на свое состояние и богатство, от этого состояния уже умершему Христу служили, как это было с Никодимом и Иосифом.

Сегодня Евангелие говорит нам еще о том, о чем многие современные люди не верят, не задумываются, о том, что, оказывается,  есть по-настоящему загробная жизнь. Умирает Лазарь, и его погребают, умирает и богатый и его хоронят. И вот, в мгновение ока они оказываются совсем в другом мире. Лазарь, который мучился здесь, на земле, вдруг оказывается в раю, с праведниками, с Авраамом, отцом верующих, а богач страдает в аду, и никто даже не может омочить палец и прохладить язык ему, чтобы хоть немного ослабить его страдания. Значит жизнь загробная совершенно настоящая, за гробом существующая. Это сегодня еще раз Господь подтверждает в Евангелии. Жизнь человека не ограничивается его здесь земным пребыванием. И в той, за гробом, жизни уже нет неправедных богачей, нет судий, которые могут ошибаться, и те приговоры, которые там выносятся, уже никем не оспариваются, являясь вечными и постоянными.

Но даже этот богач, находясь уже там, даже через собственный опыт, он все еще не понимает, что же произошло с ним, и произойдет с поколением последующих людей. Он просит Авраама: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Но Авраам говорит: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Богач возражает: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются», на что Авраам отвечает: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Эта притча напоминает, конечно и о Самом Господе, пройдет совсем немного времени, как Христа распнут, и через три дня Он воскреснет. И совсем немногие из тех, кто должен был бы поверить, узнав о воскресении, уверовали и изменили свою жизнь.  Совсем немного среди нас, современных людей, может сказать, что я ничего не знаю о Христе, ничего не знаю о Евангелии. О Христе проповедано даже на диких островах, там, туземцам, которые может быть, до сих пор еще едят людей, и им проповедано о Христе Воскресшем. Тем более нам, сегодняшним, цивилизованным людям совершенно точно известно о Христе. Но, даже зная, мы не верим, или мало верим, и не боимся, и продолжаем жить так, как нам удобно, так, как этот богач. И тогда мы должны помнить, что грешников даже сами имена истираются из книги памяти человеческой, из истории, а может быть и из книги памяти Божией, и только праведники живут во веки веков.

Поэтому сегодня, услышав это слово евангельское, вспомним о том, что и нам когда-то предстоит смерть, и нам когда-то предстоит праведный Божий приговор. Задумаемся, и будем стремиться поменять свою жизнь, чтобы пойти за Христом, чтобы видеть таких Лазарей, которые нас окружают, а таких множество людей, нуждающихся, порой даже в простом добром слове, нашей братской руке, в делах нашего милосердия. И так прожив, в отличие от этого богача, замечая нуждающихся в нашей любви, и делясь этой любовью к людям, в конце концов, будем надеяться, что и мы будем с Лазарем, там, в раю, в вечной и блаженной жизни.

Просмотров (15)