Слово епископа Антония в среду первой седмицы Великого поста в Покровском кафедральном соборе

Сегодня первый раз этим Великим постом мы совершили Литургию Преждеосвященных Даров, и первый раз этим постом Господь сподобил нас причаститься Своих Тела и Крови. Причаститься для того, чтобы нам иметь надежду на то, что не только здесь, на земле, мы с Ним соединяемся,  вкушаем Тело и Кровь нашего Господа и Спасителя, а Он Сам заповедовал Своим последователям: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».  Как залог этой вечной жизни мы сподобились сегодня с вами в первый раз в этот Великий пост причаститься Его Тела и Крови.

Как тело физическое не может жить без пищи, в конце концов, оно истощается и умирает, так и душа человеческая тоже нуждается в пище. А что для нее есть пища?  «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» — говорит Господь, кто будет их вкушать, тот будет иметь жизнь вечную. Поэтому мы с вами так и поступаем, насыщая свою бессмертную душу Телом и Кровью Спасителя. И сколько бы мы не вкушали Его, мы, конечно, не можем понять всю своим разумом человеческим всю полноту Божества, вместить в себя, и даже не можем понять, как через эту маленькую частицу Господь весь вселяется в нас. Приходит, как мы просим в молитве Царя Небесного: «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», мы не знаем и не понимаем, как это происходит. Но это происходит по любви к нам Господа и Спасителя, особенно мы это ощущаем во дни Великого поста, когда ограничивая себя, надеемся, что приближаемся наиболее близко к Нему, нашему Создателю.

Я поздравляю всех вас с этим событием, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Это особая Литургия, очень красивая, назидательная, очень умилительная, хотя была сочинена чисто из практических соображений для первых христиан. Свт. Григорий Двоеслов составил эту Литургию, потому что первые христиане в отличие от современных христиан не представляли себе жизни без Причастия. Они не могли себе представить, как можно провести целую неделю Великого поста, не причащаясь, для них это было немыслимо. Мы сейчас месяцами, а порой и годами можем не причащаться, редкое событие, когда нынешний христианин  причащается, хорошо если раз в месяц. Первые христиане причащались каждый воскресный день, так они относились к этому Таинству, так для них было необходимо совместное общение у Чаши Христовой, причащение. Так было в то время, и прожить целую неделю, да еще Великого поста, и при этом не причащаясь, для них было немыслимо, непонятно. Поэтому свт. Григорий составляет особый чин — Литургия Преждеосвященных Даров, для того, чтобы торжественностью полной Литургии не нарушать течение великопостного времени, скорбного, покаянного, и в тоже время, чтобы не лишать христиан возможности причащаться.

4 марта 2020 года, г. Сарапул, Покровский кафедральный собор.

Просмотров (11)