Слово епископа Антония в Рождественский сочельник 6 января 2020 года в Покровском соборе г. Сарапула

Сегодня мы совершили богослужение, которое называется Навечерие Рождества Хри­сто­ва. Совершили Царские часы, на которых слышали отрывки из Евангелия, где рассказывалось о событиях, связанных с Рождеством Христовым. Собственно о самом рождении Спасителя, о том, как явились Ему на поклонение волхвы и пастухи, о том, как по повелению Божию, дабы спасти жизнь младенца, родители уносят Его в пустыню, в Египет. О том, как жестокий царь Ирод, пытаясь уничтожить своего, как он думал политического конкурента, приказывает избить младенцев того возраста, о котором ему рассказали волхвы, и как плач раздается по земле Израиля, потому что матери убитых младенцев не находят себе утешение. 

Сегодня мы готовимся встретить, также как когда-то волхвы и пастухи, родившегося Иисуса Христа. Сейчас мы вынесли икону для поклонения с изображением Рождества Христова, перед ней горит свеча, как когда-то над пещерой, в которой родился Богомладенец, горела звезда, которая волхвам указывала путь. Так сегодня у этой иконы горит свеча, указывая в наших сердцах путь к месту рождения Господа и Спасителя.

Мы совершали сейчас Божественную литургию. В этой Литургии, как собственно и в каждой Литургии, это есть время сопереживания и воспоминания. За каждой литургией мы воспоминаем и сопереживаем вновь и вновь всю жизнь Спасителя, от Его рождения до Его страданий и воскресения. И вот молитвы сегодняшней Литургии свт. Василия Великого напоминают нам, что пришествием Христа мы были искуплены. Когда-то поступком и грехом одного единственного человека, нашего прародителя Адама, в мир пришла смерть. И нужно было такое требование Божией справедливости, что, для того, чтобы  победить эту смерть, должен был прийти в мир новый человек, новый Адам — Иисус Христос, который пришел для того, чтобы во всем исполнить волю Божию.

И вот, наконец, этот новый Адам приходит в мир. С одной стороны, это справедливо, но с другой стороны, конечно, нет никакой справедливости в том, чтобы праведник страдал за грехи грешников. Это уже не проявление Божественной справедливости, это то, что больше и выше всякой справедливости – это проявление Божией любви к Своему созданию: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Сегодня мы готовимся встретить Этого Сына Единородного, встретить Его здесь, на земле. Он всегда пребывал с Отцом, Он прежде всякого времени, Он, как Слово, и Своим словом творил этот мир, а сегодня Он приходит плотью в этот мир. Он становится человеком, маленьким, немощным и слабым, во всем, кроме греха, подобным нам, так же страдающим, нуждающимся в любви, и часто этой любви не имеющий. От самого Своего рождения мы видим, насколько оказывается с Ним жестоким человек. Мать, которая должна уже родить, и не может найти себе другого приюта, как среди животных в пещере, в которой они укрываются в непогоду. Не с людьми, не в доме, не под теплым кровом, а в вертепе, в пещере с животными.

Так смиренно приходит в этот мир Царь и Владыка этого мира. Приходит для того, чтобы показать нам пример. Нам, которым все время кажется, что нам всего мало, которые все время ропщут, которым все время хочется еще и еще. Чтобы мы не имели, мы никак это свое желание удовлетворить не можем. А почему не можем? Потому что не того хотим, не того ищем. Душа человеческая должна искать Бога, и только Им наполняться, потому что она такая же бесконечная в своих устремлениях, как и Бог бесконечный и ничем невместимый. Сколько бы человек не стремился приблизиться к Богу, ему будет хотеться быть с Ним еще и еще, ближе и ближе. И когда в нашем сердце не оказывается Бога, вот тогда мы начинаем Его заменять всяческими суррогатами: богатством, славой, чувственными удовольствиями, злобой, грехами, и никак не можем этим насытиться, потому что так устроена наша душа – быть с Богом. И Бог пришел в этот мир, чтобы быть со своим созданием, человеком, для того, чтобы приблизить его Себе, для того, чтобы очистить его от греха, и чтобы, этого очищенного от греха человека, привести к Небесному Богу Отцу.

6 января 2020 года, Покровский кафедральный собор г. Сарапула

 

Просмотров (10)