Слово епископа Антония во Вселенскую родительскую субботу 2 марта 2019 года в Серафимовском храме г. Сарапула

Накануне недели, которая предуготовляет наши души, сердца, и наши бренные тела ко времени великопостных трудов, Церковь совершает память  всех от века погибших праотец, отец, братии и сестер наших, «всех от века усопших православных христиан». И эта традиция церковная накануне Великого поста, накануне Недели о Страшном суде совершать память о православных христианах, которые завершили свое странствие здесь, на земле, в поиске грядущей надежды вечной жизни – эта традиция и древняя, и благочестивая, и крайне важная для нас с вами.

Апостол Павел сегодня в послании напоминает нам, когда придет время Страшного суда «при гласе Архангела и трубе Божией» восстанут те, кто был во гробах, «и мертвые во Христе воскреснут прежде»,- как говорит апостол, а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем», предстанем на суд Божий. Сначала предстанут те, кто уже завершили свое земное странствие, и потом только те немногие, кто доживет до этого времени. Это еще раз напоминает нам о том, что, на самом деле, для Бога нет мертвых, тех, которых мы считаем мертвыми, они для нас, живущих здесь, на земле, только кажутся мертвыми. Да, их тела, как и наши, сотворены из земли, и в землю возвратились. Духом же они пребывают там, куда стремились всю свою жизнь.

Если человек всю свою сознательную жизнь стремился посвятить Богу, если он за Ним шел, и даже падал, но и вставал при помощи Божией, то такой человек по смерти своей, конечно, будет стоять у престола Божия. Если он стремился по мере сил исполнять заповеди Божии, стремился любовь к Богу воплощать делами любви, милосердия и сострадания  ближнему, конечно, мы верим, что он предстанет пред Богом, будет прославлять Его в жизни вечной.

Если же человек в своей жизни сознательно отворачивался от Христа, говорил в себе, что для меня не важны ни Христос, ни жизнь вечная, жил так, как ему хотелось, то такой человек, конечно же, находится там, где заслужил делами своей жизни, находится вне Бога. А вне Бога нет ни света, ни любви, ни добра, ни милосердия – это и есть состояние страдания, тем более что человек, умирая, там обязательно предстанет пред Богом. Если мы, еще живые, можем сомневаться, то для них-то уже нет никаких сомнений, они уже видели величие Бога, Его славу, и, видя это, они уже не могут быть с Ним. От этого-то видения и осознания и страдает душа человеческая, страдает потому что свойственно ей по природе своей стремиться к Богу. Как говорил Тертуллиан, апологет, живший во втором веке: «Душа человека по природе своей христианка», для нее естественное состояние — стремиться ко Христу. Противоестественно идти против Бога, против своего Творца и Создателя.

Тем не менее, и праведные и неправедные, каждый нуждается в любви и милосердии. Умерший человек уже не может ничего сделать сам для себя, в отличие от нас еще живущих здесь, на земле. Мы можем прийти в храм, можем принести Богу покаяние в своих делах, мы можем саму свою жизнь изменить, сделать ее жизнью благочестивой, если, конечно же, сами захотим. Ничего этого уже не могут сделать для себя усопшие. Они не могут ни облегчить свои страдания, ни изменить свою загробную участь, но это может сделать Церковь. А Церковь это мы с вами. Церковь здесь, на земле, воинствующая, как и мы с вами воинствующие в поисках грядущего вечного Царства Божия. И мы можем менять их судьбу своей горячей молитвой, своими добрыми делами, которые совершаем в память усопшим.

Церковь снова и снова напоминает нам, что человек не может жить только для себя. Если человек живет только для себя, то он заблуждается, и рано или поздно погибает. Чем больше мы отдаем ради Бога, ради ближнего, тем еще более приобретаем. Это мы с вами всегда чувствуем, когда творим молитвы и добрые дела в память о ближних, когда жертвуем своим временем, силами для того, чтобы хоть немного помочь им там. Не всегда находятся родственники или близкие, готовые на это, но никогда нас не оставляет своей молитвой Церковь. Поэтому из поколения в поколение мы совершаем молитвы за «всех от века усопших православных христиан». И сегодня верим, что здесь, в этом храме, не только мы с вами, живые, Церковь воинствующая, предстоим, но вместе с нами своими ликами предстоят и наши предки, наши святые, и те православные христиане, которые сегодня вместе с нами молятся, отойдя от временной жизни в жизнь вечную. Здесь вместе с нами они своим духом пребывают и радуются о том, что получают облегчение, и это — несомненно.

Вспомните, как у преподобного Макария рассказывается случай, как однажды он находит в пустыне череп, молится, чтобы Господь ему открыл, кто этот человек. Оказывается, что этот череп язычника. И этот язычник рассказывает, что даже для них, для язычников, не христиан, наступает там, в аду, в том месте, где они пребывают, некое облегчение, когда Церковь Православная молится о своих чадах. То есть, даже для безбожников, по милости Божией, наступает некое облегчение, что уж тогда говорить о тех, кто шел за Христом, хотя может где-то, в чем-то и согрешал, заблуждался. Нет такого человека, который бы не согрешил, только один Бог, кроме всякого греха. Поэтому мы сегодня молимся, чтобы Господь простил им прегрешения их, вольные и невольные, Своей любовью, Своим милосердием покрыл множество грехов «всех от века усопших православных христиан».

 

Просмотров (13)